SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
новости

С союзником в лице США эпическая смена министров Южной Кореи неудивительна

Президент Южной Кореи Мун Чжэ не винил Дональда Трампа в отставке пяти ключевых членов своего кабинета на прошлой неделе. Но имя президента США читалось между строк жирным шрифтом.

С союзником в лице США эпическая смена министров Южной Кореи неудивительна
фото: pixabay.com

Президент Мун вывел из состава кабмина пятерых своих ключевых министров, которые отвечали за широкий круг вопросов от торговли до труда и обороны. Мун уже 480 дней в офисе и сталкивается с нарастающим недовольством по поводу замедления экономики, активизации торговой войны и замедлении северокорейского разоружения. Но его отчаянный жест ради стабильности говорит о шатком положении страны в эпоху Трампа, пишет South China Morning Post.

Тяжелое положение Муна частично связано с его собственной ошибкой. В мае 2017 года он был избран на пост главы государства, чтобы навести порядок в коррумпированном и неэффективном корпоративном секторе. Вместо этого он занялся переговорами с Северной Кореей о мире. Это, конечно, очень важное политическое достижение, но главная проблема за это время усугубилась, частично благодаря Трампу.

Теперь для настройки южнокорейской экономики Муну нужно противостоять ещё и ущербу от импортных пошлин Дональда Трампа. Он выиграл выборы 2017 года, обещая бороться с властью горстки семейных конгломератов, которые возвышаются над экономикой страны. Он обещал стимулировать открытие новых бизнесов, более рискованных и инновационных начинаний. Также он обещал поддерживать малое и среднее предпринимательство.

Такие же обещания давала и его предшественник Пак Кын Хе. Когда она взяла на себя руководство Южной Кореей в 2013 году, главным её обещанием было уменьшить господство семейных конгломератов, известных как "чеболи". Она тоже хотела увеличить поддержку малых и средних предприятий, усилить антимонопольное правоприменение и построить более «креативную» экономику.

Вместо этого, она получила в наследство систему, созданную её отцом Пак Чон Хи (президент страны в 60-х годах). В 2017 году Пак Кын Хе была отстранена от должности из-за обвинения в коррупции. Скандал затронул и фактического главу Samsung Ли Чжэёна.

Но открытая экономика Южной Кореи уже посылает недвусмысленные сигналы остальной части Азии. В пятницу Банк Кореи оставил процентные ставки без изменений и предупредил о возможном ужесточение монетарной политики уже в этом году. Это довольно крутой поворот, учитывая, что Банк Кореи в конце ноября стал первой крупной азиатской монетарной властью, которая ужесточила денежно-кредитную политику с 2011 года.

Правительство Муна также прилагает усилия для стабилизации роста. На прошлой неделе правительство объявило о мерах стимулирования в размере $420 млрд, чтобы сохранить рост как можно ближе к нынешнему уровню 2,9%.

«Эффект Трампа» проявился в Корее быстрее, чем в большинстве азиатских стран. С её открытой экономикой умеренного размера Корея часто является полезным барометром тенденций на мировом рынке.

Конечно, намеченные новые торговые переговоры по пересмотру сделки о свободной торговле 2012 года между Кореей и США может принести определенные дивиденды экономике Южной Корее. Стимулирование может вдохнуть новую энергию в рынок труда, где уровень безработицы среди молодежи составляет 9,2%. Реформы могли бы способствовать повышению конкурентоспособности и производительности. Всё, что приведёт к повышению ставок страны в глобальной игре, будет важным.

Но на самом деле, Муну стоит прежде всего продавить реформы в отношении "чеболи". Трамп бросил гранату, что взорвало рынки. Это усложнило жизнь президенту Южной Кореи. Но настало время для корейских лидеров обуздать влияние горстки гигантов, которое гасит большую часть экономической энергии.

Трое из последних четырех лидеров обещали перевернуть корпоративную жизнь страны. 9-й президент страны Но Му Хён (2003-2008) быстро понял масштаб задачи и подал в отставку. Его преемник Ли Мён Бак (2008-2013) сам пришел из "чеболи". Он был генеральным директором строительного подразделения Hyundai. Затем настало время Пак, которая хотела разрушить монополии, настроить налоговую систему, усилить антимонопольное законодательство, расширить возможности молодых предпринимателей и инвестировать в человеческий капитал. Но она оказалась втянута в коррупционное болото и попала в тюрьму по обвинению во взяточничестве.

Теперь Мун работает над уменьшением крайней концентрации экономической мощи страны для будущего Южной Кореи. Это может сработать, но ему потребуется много усилий на нарушения текущего статус-кво.

Nota bene

Каждая страна Юго-Восточной Азии, особенно Южная Корея, кроме собственных проблем испытывает давление от эскалации торгового конфликта КНР-США, в силу вовлеченности в глобальную цепочку производства товаров для США, и введения пошлин на импорт стали и алюминия для всех стран. Уже на этой неделе Дональд Трамп обещает ввести дополнительные пошлины на импорт из КНР. Объем облагаемых товаров может составить до $200 млрд.

Но азиатские страны не сидят сложа руки. Чем сильнее будет давление со стороны США, тем больше вероятность заключения крупнейшего соглашения о свободной торговле между 16 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Южную Корею. Недавно Рамон Лопес, министр торговли и промышленности Филиппин, заявил, что страны «преодолели текущие разногласия» и переговоры могут завершиться до конца года.

«Происходящее в США фактически дало нам ту "срочность", которая ускорила переговоры для достижения соглашения. К концу этого года все ожидают очень хороший результат. Иными словами, мы имеем в виду возможное заключение соглашения, учитывая тот импульс, который мы чувствуем прямо сейчас», - сказал он корреспонденту CNBC в кулуарах заседания АСЕАН в Сингапуре.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail