Росгидромет предупредил о риске выхода из топ-10 стран по точности прогноза
Глава Росгидромета Максим Яковенко сетует на систематическое недофинансирование. Давайте рассмотрим, чем оборачивается неточность прогнозов в целом и каковы негативные последствия от недофинансирования метеослужбы кроме очевидного ущерба от стихийных бедствий. Кстати, ответы на такие вопросы даёт наука "Экономическая метеорология".

SULARU, как и обычно, перед началом своего анализа темы представляет повод, который вызвал необходимость заострить на ней внимание. Сегодня 25 февраля глава Росгидромета Максим Яковенко объяснил в эфире телеканала НТВ, что отсутствие достаточного финансирования на метеообеспечение в стране и ускоряющееся технологическое развитие в остальном мире ведут к тому, что Россия, некогда один из трёх глобальных лидеров по точности и качеству прогнозов погоды, может выйти из топ-10 ведущих метеорологических держав.
"Мы в ближайшие годы, если не будет кардинального изменения финансирования, будем опускаться сначала на девятое место, потом на десятое, на одиннадцатое", - сказал он в программе "Поздняков".
По словам Яковенко, один из ключевых элементов качества прогноза - это плотность наблюдательной сети, которую необходимо увеличить в РФ "как минимум в два с половиной - три раза, хотя бы до времен СССР». Кроме того, необходимо запустить системы, которые анализируют параметры Мирового океана - плавающие буи с аналитической аппаратурой, которых у России сейчас нет, в отличие от других стран: у США порядка 2,5 тыс. таких буев со стоимостью каждого от $1,5-3 млн.
В РФ также отсутствует система попутного наблюдения за погодой на судах и самолетах - если в Европе комплексы наблюдения ставятся повсеместно на воздушные борта, то "у России их ноль".
"Ни одна из наших авиакомпаний не желает вкладывать в каждое судно около 20-25 тысяч долларов для того, чтобы оснащать свои борты данным оборудованием", - сказал Яковенко.
По его словам, Росгидромет оказался в зависимости от зарубежных стран в плане технического обеспечения. В советские времена группировка спутников, принадлежащих Гидрометцентру, составляла 47 аппаратов. Сейчас синоптики пользуются лишь девятью: три спутника гидрометеорологического назначения и шесть природноресурсных.
«Так как нам это недостаточно, то у нас в работе 35 иностранных спутников…Честно говоря, мы полностью зависим от информации дистанционного зондирования Земли из космоса. Если нас отключат от группировки иностранной, которую мы сейчас имеем, то у нас будут просто огромные проблемы. Потому что мы сможем видеть точки только на территории России», — сообщил Яковенко.
Он подытожил: «Наша беда в том, что в 1980-е годы хороший технический прогресс в этой сфере закончился». Однако по некоторым показателям российские синоптики пока сохраняют первое место в мире.
«По итогам 2018 года точность прогноза штормовых предупреждений, то есть опасных явлений, — 95,6%. Это наивысшая за все последние десятилетия. По морским опасным явлениям стопроцентное прогнозирование», — отметил глава Росгидромета. Он напомнил, что ежегодный ущерб российской экономике от стихийных бедствий доходит до 90 млрд руб.
Есть такая наука
Значение для экономики страны прогноза погоды в самом широком смысле изучается в рамках «Экономической метеорологии». Один из ведущих специалистов России в этой области Хандожко Людмила Александровна написала учебник с одноименным названием, который увидел свет в 2005 году (есть в свободном доступе в электронном виде). И хотя у SULARU есть масса претензий к изложению материала (откровенно скучно), это был прорыв. Для понимания всей запущенности ситуации приведем выдержку из предисловия к учебнику:
«…«Экономическая метеорология», которая сформировалась на базе учебных курсов «Метеорологическое обеспечение народного хозяйства» и «Экономика гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства". Впервые эти учебные курсы автор начал читать в 1965 г… Они были включены в учебные программы гидрометеорологических институтов и университетов СССР, а теперь — России. Для методического обеспечения этих дисциплин в 1981 г. вышло учебное пособие «Метеорологическое обеспечение народного хозяйства», а в 1993 г. — «Практикум по экономике гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства». Они широко используются в ВУЗах страны, а также в сети переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов в системе Росгидромета».
Понимаете, можно легко предположить, что Росгидромет не имеет представления о современном экономическом значении своих прогнозов в целом и не имеет представления о значении своей работы в капиталистической экономике в частности, если пользуется методическими материалами на основе статистики народного хозяйства СССР 1970-х годов. Хандожко пыталась исправить положение, и во многом ей это удалось. Поклон за попытку, хотя её результативность и нельзя оценить как высокую - ведь Росгидромет продолжает жаловаться на недофинансирование
SULARU не применёт задать один ироничный вопрос: «Если в капиталистическом обществе чиновник не может объяснить руководству государства, какое экономическое значение имеет прогноза погоды, а вспоминает только об ущербе от стихийных бедствий, то может ли ведомство рассчитывать на приоритетное финансирование?».
Реформа Росгидромета
Государство воспринимает Росгидромет как нахлебника. Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской на коллегии министерства в марте 2018 года заявил, что Минприроды предлагает расформировать Росгидромет и создать на его базе отдельную государственную корпорацию с целью превратить её в прибыльное предприятие.
Руководство Росгидромета с начальством соглашается. Глава ведомства Михаил Яковенко, чьи жалобы на недофинасирование мы и обсуждаем, в период с 5 по 9 марта 2018 года посетил с рабочим визитом Австралию и Новую Зеландию, где ознакомился с опытом этих стран. 22 марта 2018 года он даже объяснил, чему научился за океаном.
"Моя позиция простая: не надо пресмыкаться и просить, надо зарабатывать. По этому пути пошел весь мир: самая суперэффективная в коммерческом отношении новозеландская служба - она первая акционировалась, она теперь ОАО со стопроцентным госучастием, которая зарабатывает очень приличные деньги. По такому же пути пошли англичане, они два года назад перешли из органов власти в акционерное общество опять же со стопроцентным госучастием. По такому же пути пытаются идти все остальные", - говорил Яковенко.
Из педантичности заметим, что Британия и Новая Зеландия - не весь мир. И SULARU заодно напомнит, как проходила реформа метеослужбы в последней из-за скотского предательства (вхождение в ЕС в 1970 г.) первой, что вызвало жуткий дефицит госбюджета у новозеландцев из-за разрушения прежних экономических связей. Но перед рассказом SULARU просит подумать на тему оперативного значения прогноза для морских держав и для сухопутных.
Новая Зеландия
Историю успеха надо разбирать досконально, чтобы не поддаться обаянию фразы «суперэффективная в коммерческом отношении». Для начала заметим, что Новозеландская метеорологическая служба (НМС) испытывала две основные проблемы: непозволительно медленное приобретение оборудования и невозможность адекватного финансирования удаленных убыточных подразделений. Общность проблем с Росгидрометом налицо.
Как уже было замечено, новозеландская реформа проводилась не от хорошей жизни, а по причине многолетней жёсткой нехватки средств у правительства Новой Зеландии из-за вхождения Великобритании в ЕС. В тот период было акционировано много ведомств с задачей научиться зарабатывать деньги и сократить госрасходы. Однако перед акционированием НМС около 8 лет велась подготовительная работа.
По возможности были модернизированы наблюдательные пункты, то есть улучшена "плотность наблюдательной сети". Состоялась автоматизация работы всей службы с целью уменьшить расходы на персонал. К 30 июня 1992 года, моменту выделения службы в государственную компанию, весь персонал состоял из 256 человек. При этом никто реально не был уволен: персонал планомерно в течение многих лет сокращали за счёт выходящих на пенсию.
Для сравнения, по итогам 2015 года Росгидромет отчитался: "Число работников по состоянию на 31 декабря 2015 года составило 33,2 тыс. человек. Снижение численности работников в 2015 году на 500 человек (14,9 %) произошло за счёт проведённых Росгидрометом мероприятий по оптимизации деятельности центрального аппарата, департаментов и управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Средний возраст работников по учреждениям Росгидромета составляет 48 лет. Количество сотрудников пенсионного возраста составляет 18,3%, старше 55 лет – 33%, старше 45 лет – 60%".
Другими словами, Росгидромет может провести ту же операцию по сокращению персонала за период в 10-12 лет. Далее, выделившись в госкомпанию, НМС с самого начала не была определена на самообеспечение. Более 70% доходов было получено по контракту с министерством транспорта. Остальные почти 30% были получены как результат разработки востребованных информационных сервисов совместно с потенциальными клиентами в подготовительный 8-летний период. К настоящему моменту коммерческая составляющая в НМС превысила 45%.
Последний штрих. Есть «некоторая вероятность», что территория России чуть больше территории Новой Зеландии. А точность прогноза, которую можно монетизировать, которая будет пользоваться коммерческим спросом, зависит не столько от суперкомпьютера в центре обработки данных, сколько от наличия современных датчиков и оборудования на метеостанциях и группировки спутников в космосе. Прежде чем проводить реформу превращения в госкорпорацию, нужно бизнес подготовить!
Кстати, у новозеландских метеорологов всё тоже было совсем не так гладко, как кажется с первого взгляда. Управление авиации страны начало создавать параллельную собственную метеослужбу, так как подходы НМС управление авиации не устраивало. Но тогда вмешалось правительство и ударило авиаторов по рукам. Оно создало монополиста!!! и не хотело проблем со снижением цены на услуги. Есть все шансы, что аналогичная ситуация сложится и в России.
Совсем простыми словами: Новая Зеландия из-за безвыходности ситуации создало естественного монополиста с завышенными ценами. Нормальные расходы правительства по обеспечению безопасности и должного качества жизни и работы были переложены на потребителя. Нужна ли такая реформа в России? Так ли ей не хватает информационных систем, которые стригут деньги с бизнеса и граждан?
Значение прогноза
Подчеркнём сказанное выше: недофинансируя метеослужбу России, государство игнорирует свою конституционную обязанность по обеспечению безопасности работы и жизни граждан страны. Более того, правительство, которое отвечает за социально-экономическое развитие страны, препятствует росту и развитию экономики. Одного этого факта в теории достаточно для вывода «об этом антинародном режиме» (любимая фраза коммуниста Зюганова).
«Состояние природной среды, окружающей человека, постоянно подвергается изменениям — от малозаметных до катастрофических, вызывающих социальные потрясения и экономические потери. Эти изменения постоянно учитываются в целях обеспечения безопаснощсти населения и постоянного функционирования всех отраслей экономики», - подтверждает мысль Хандожко в своём учебнике.
Но прямой экономический ущерб и небезопасность являются очевидными сторонами плохого прогноза погоды. Более интересной частью является вклад в ускорение экономических роста и развития (SULARU напоминает, что это разные сущности). Немного заумно Людмила Александровна формулирует это так:
«Однако в последнее десятилетие успешность прогнозов уже достигает определенного уровня стабилизации, или „насыщения”. В перспективе эффективность метеорологического обеспечения за счет прироста успешности будет существенно исчерпана. Каждый процент прироста успешности обходится уже все более дорогой ценой. Будущее метеорологического обеспечения ориентировано на интенсивный путь развития. Экономическая полезность метеорологических прогнозов уже сегодня определяется главным образом тем, насколько потребитель располагает современной системой (технологией) их оперативного использования. Это не только применение экономически оправданных мер защиты, но и выбор наиболее удачных, приоритетных хозяйственных решений, обеспечивающих максимальную выгоду».
Это совсем просто - вспомните, новозеландские метеорологи много лет вместе с потребителями разрабатывали специализированные информационные сервисы, востребованные бизнесом. Тут стоит опять обратиться к учебнику Хандожко:
«По назначению метеорологические прогнозы разделяются на два основных вида: общие прогнозы погоды, или прогнозы общего назначения, передаваемые для населения по радио, телевидению, помещаемые в газетах, и специализированные прогнозы, которые разрабатываются в прогностических подразделениях Гидрометслужбы и предназначены для использования в отдельных отраслях народного хозяйства».
По её словам, специализированные прогнозы представляют собой основное содержание повседневной работы службы погоды. Многообразие требований привели к существенному различию специализированных прогнозов между собой. Так, в авиационных прогнозах в первую очередь обращается внимание на облачность, дальность видимости, туман, грозы; в морских прогнозах — на направление и скорость ветра, волнение на море; в сельскохозяйственных прогнозах — на количество осадков, увлажнение почвы, заморозки и т. д. Неполный перечень метеорологических прогнозов, представленный ниже, показывает широту спектра специализированной прогностической информации.
«В некоторых прогностических подразделениях особое внимание уделяется прогнозам таких гидрометеорологических условий, которые вызывают опасные воздействия на производственный или природный объект. Это прогнозы обледенения морских и воздушных судов, горимости леса, лавиноопасности, селевых потоков, снегозаносов, цунами, наводнения в устьях рек (например, в устье р. Невы), медико-метеорологических условий, загрязнения воздуха, условий зимнего выпаса скота (в районах отгонно-пастбищного животноводства), ледяной корки (в оленеводческих районах), температуры рельсов (для железнодорожного транспорта). Кроме того, разрабатываются прогнозы оптимального маршрута (пути) следования морского транспорта и рыбопромыслового флота».
Автоматизация использования таких прогнозов, если они точны, может оказать колоссальный экономический эффект. Новозеландцы до этого додумались. Осталось это сделать руководству Росгидромета и на пальцах объяснить в Министерстве природы, чтобы убедительная информация через министерство дошла до всего правительства и президента.