SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

На зависть Западу: Китай стал лидером «зелёной экономики»

Демонизируя экономическую агрессию Китая, западные страны даже не заметили утерю лидерства в построении «зелёной экономики».

На зависть Западу: Китай стал лидером «зелёной экономики»
фото: Синьхуа

Китай сосредоточился на устойчивом (ответственном) развитии в тот момент, когда его объем промпроизводства на душу населения превысил 1/3 от объема выработки всех развитых стран. Относительно бедная нация сделала осознанный выбор. Она решилась на переход от количественного к качественному экономическому росту.

И Запад теперь должен принять к сведению, какая страна потенциально лучше противостоит изменению климата. Так считает преподаватель Йельского университета и экс-председатель правления Morgan Stanley Asia Стефан Роуч, излагая своё видение ситуации в статье для SCMP.

В настоящее время в условиях катастрофического изменения климата легко упустить из виду важные признаки прогресса. В качестве примера можно вспомнить Китай, который является крупнейшим в мире эмитентом парниковых газов. Изменяя свою экономическую модель, меняя свои источники энергии, разрабатывая новые транспортные системы и проводя экологически чистые урбанизации, Китай принял уникальную стратегию устойчивого развития.

Другим странам следует её крайне внимательно и очень тщательно проанализировать. В настоящее время она является примером глобального лидерства в создании «Зелёной экономики».

За последние 12 лет структура экономики Китая резко сместилась от чрезмерной зависимости от грязного производства к воспроизводству низкоуглеродных сервисов. Еще в 2006 году на так называемый «вторичный сектор валового внутреннего продукта» - это в основном обрабатывающая промышленность, строительство и коммунальные услуги - приходилось 48% китайского ВВП. На третичный сектор, или сектор услуг, приходилось лишь 42%.

К 2018 году всё перевернулось - доля вторичного сектора упала до 41% ВВП, а третичного выросла до 52%. Для крупных экономик структурные изменения такого масштаба за столь короткий период являются беспрецедентными. Но этот сдвиг не был случайностью.

В марте 2007 года бывший премьер-министр Вэнь Цзябао лихо заявил. что китайская экономика становится все более "НЕстабильной, НЕсбалансированной, НЕскоординированной и НЕустойчивой". Это вызвало скандал и бурную дискуссию о рисках устойчивости. Тем не менее коммунистическая партия приняла концепцию, что вылилось в корректировку планов на последующие пятилетки и разработку новой программы реформ.

Руководство страны пришло к выводу, что экономика Китая больше не может позволить себе оставаться энергоемкой и придерживаться интенсивной промышленной политики, установленной великими реформами Дэна Сяопина в начале 1980-х годов. Великие реформы прошлого породили великое экологическое бедствие и быстрый рост объёмов эмиссий парниковых газов.

Энергетический сектор

Приняв решение о такой драматичной и сложной структурной трансформации, Китай был агрессивен в реализации решения. Особенно это заметно в энергетическом секторе, где потребление угля уменьшается в пользу других источников энергии: нефти, природного газа, гидроэлектростанций и генерации на базе возобновляемых источники энергии (ВИЭ).

На уголь по-прежнему приходилось 58% от общего потребления первичной энергии в Китае в 2018 году, что более чем в три раза превышает средний показатель в 18% в остальном мире. Однако в 2006 году на уголь приходилось аж 74% от общего потребления первичной энергии. Мы обращаемся к данным за 2006 год, потому что они характеризуют положение дел в год, предшествующий произнесению знаменитых «4НЕ» Вэня Цзябао.

Примечательно, что Китай лидирует в мире по внедрению неуглеродных ВИЭ, таких как ветровая, солнечная, геотермальная, приливная генерация и использование биомассы. В 2018 году потребление энергии от ВИЭ в Китае было на 38% больше, чем в Соединенных Штатах, и в три раза больше, чем в Германии.

Хотя на ВИЭ по-прежнему приходится всего 4% от общего объема потребления первичной энергии в Китае, в последние пять лет выработка энергии на базе ВИЭ ежегодно растет темпами не менее 25% (включая 29% роста в 2018 году). Если Китай останется на этом пути, то доля ВИЭ вырастет до 20% от общего первичного потребления энергии в Китае уже к 2025 году - невиданный прорыв.

Транспорт

Быстро меняющаяся транспортная модель Китая также является ключевым компонентом стратегии устойчивого развития. Китай имеет крупнейшую в мире высокоскоростную железнодорожную сеть, самую быстрорастущую систему метро и возглавляет глобальную гонку по росту количества электромобилей.

По оценкам Всемирного банка, Китай к концу 2019 года будет иметь 30 000 км (18 641 мили) установленного высокоскоростного железнодорожного сообщения. В конце 2017 года длина таких дорог была 25 000 км. Согласно озвученным планам темпы ввода будут ежегодно увеличиваться.

Это очень энергоэффективный режим организации междугородней связи. И он резко контрастирует с углеродоемкой системой магистралей США, созданной для автотранспортных средств в 1950-х и 1960-х годах.

Кроме того, рынок электромобилей Китая превосходит рынки других стран. Уровень продаж электромобилей уже в 2017 году превысил планку в 500 тыс. машин по сравнению с чуть менее 200 тыс. единиц в США и Европе. По многочленным прогнозам, в течение следующего десятилетия лидерство Китая в этой области значительно укрепится. Всего в Китае зарегистрировано более 300 млн автомобилей. Это сопоставимо с населением США. Значит, впереди ещё большой путь.

Урбанизация

Наконец, городская среда, которая имеет решающее значение для решения проблем устойчивого развития, приобрела особое значение в Китае. Это объясняется во многом прогнозом ускорения урбанизации. Ожидается, что доля городского населения возрастет с почти 60% до 80% к 2050 году.

Кстати, как и в других странах, дороги в крупных городах Китая сильно перегружены. Но Китай в отличие от многих активно противостоит пробкам. 7 из 12 из самых длинных сетей метро в мире расположены в Китае. Но важнее, страна выделяется своим акцентом на внедрение новой городской модели эко-города. Такие города энергоэффективны, обеспечены сетью легкого массового транспорта и хорошо спланированы в плане чередования построек с зелеными насаждениями.

Новый район Сюнъань - «дочерний центр» к югу от Пекина - особенно примечателен в этом отношении. Китайско-сингапурский эко-город Тяньцзинь и Хайнань полностью отказываются от использования неэкологичных транспортных средств.

Согласно одной из последних оценок, Китай в настоящее время планирует построить более 250 эко-городов. Удачно используя запаздывание в плане урбанизации, Китай имеет возможность полагаться на новые модели градостроительства и энергоэффективности, которые не были доступны первопроходцам.

Что дальше?

Достаточно ли этого, чтобы замедлить изменение климата? Хорошей новостью является то, что доля Китая в глобальных выбросах не увеличивается. Китайская эмиссия двуокиси углерода удвоилась с 14% в 2001 году до 28% в 2011 году, но с тех пор её доля не растёт. Более того, Китай пообещал её сократить.

Выбросы двуокиси углерода в Китае в 2018 году увеличились на 2,2%, что меньше, чем в США (2,6%), России (4,2%) и Индии (7%), хотя и значительно меньше, чем прямое снижение на 1,6 и 2 процента в Европе и Японии соответственно.

Увы, такие новости, вероятно, не достаточно хороши для преодоления кризиса глобального потепления. Одно дело согнуть кривую и стабилизировать долю выбросов. Совсем другое дело добиться реального сокращения уровня выбросов в Китае на 20%, как это первоначально предусматривалось Парижским соглашение по климату от 2015 года.

Тем не менее, переход от от углеродоемкого производства к низкоуглеродным услугам и другие достижения Китая, которые продолжат удивлять мир, дают надежду. Вне всякого сомнения, Китай несмотря на торговые войны и внутренние проблемы устанавливает высокую моральную планку для остального мира.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail