SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Фиаско Аргентины: нельзя представить более классический кризис

Экономика страны пострадала от наследия прошлого и нарастающего страха перед будущим

Фиаско Аргентины: нельзя представить более классический кризис
фото: AFP

До того, как стать президентом Аргентины в 2015 году, Маурисио Макри был президентом футбольного клуба Буэнос-Айреса «Бока Хуниорс». Прекрасным воскресным вечером первого сентября эта команда играла со своим традиционным соперником «Ривер Плейт». Два лучших клуба страны схлестнулись в «суперкласико» - так в Аргентине называется дерби, ведущее историю с первой половины XX века.

Удивительно, но у двух армий непримиримых фанатов в воскресенье состоялся диалог, а не привычная потасовка. Болельщики обоих клубов объединило общее, скажем так, переживание за будущее прекрасной страны с красивыми девушками. Вы, вероятно, вспомните эту песню "Аргентина" на слова Ляписа Трубецкого:

Танцуй, в ландышах платьице,
Танцуй, всё наладится,
Танцуй, звёзды падают только для тебя,
Танцуй, забудь огорчения (в оригинале - где ты, мама Испания),
Танцуй, загадай желание,
Танцуй, звёзды падают только для тебя.

В общем, когда болельщики добрались до стадиона, правительство господина Макри объявило о чрезвычайной мере - ужесточении валютного контроля. Все поняли, что дни уже непопулярного президента на его высокой должности, по сути, сочтены. Но радости никто не испытал. На всех обрушился тот факт, что Аргентина второй раз в своей истории стала финансовым изгоем.

Ужесточение контроля означает, что гражданам ограничивают покупку валюты, а экспортеров обязывают продавать валютную выручку. Решение было принято через пару дней после объявления, что правительство откладывает погашение части краткосрочного госдолга и будет просить кредиторов о реструктуризации долгосрочных обязательств. Дефолт - он и в Аргентине дефолт.

Валютный контроль нацелен на предотвращение бегства капитала и стабилизацию обменного курса аргентинского песо. Но эта мера стала главным унижением для президента Макри. Известный бизнесмен во время предвыборной кампании обещал оживить экономику путем полного отказа от валютного контроля и проведения реформы раздутого государственного сектора.

Иностранные инвесторы купились на его обещания либерализации. Даже крупные дельцы с Уолл-стрит были вдохновлены в 2015 году. Джейми Даймон, босс JPMorgan Chase, провозгласил, что в Аргентину пришла оттепель. Ну да, подобные фразы должны сразу настораживать нормальных людей.

Вспомните, если «над всей Испанией безоблачное небо», то испанцы начинают гражданскую войну. Если «в Сантьяго идёт дождь», то чилийцы запускают военный переворот. Другими словами, всё как в спектакле "День выборов" от "Квартета И":
"Миша, ты привыкай уже ко мне. Если израильская - то военщина, если советское - то шампанское, а если запускай - то космонавта".

И если «в Аргентину пришла оттепель», то тоже следовало ожидать какого-нибудь кризиса. Слава богу, к военным он не имел отношения, хотя объявление о прошлой либерализации экономики Аргентины сопровождалось военным госпереворотом 1976 года при содействии американцев.

В 2018 году идеальный финансовый шторм охватил множество финансовых рынков мира. Девятый вал в лице укрепляющегося доллара сломал экономическую активность в Турции, разобидел популистов в Италии и чуть ослабший докатился до Аргентины. Помочь либерально настроенному Макри выстроить прочную финансовую дамбу вызвался Международный валютный фонд. Он выделил в августе прошлого года чрезвычайный кредит в размере $57 млрд, что стало крупнейшим кредитом за всю историю организации.

Но лучше не стало. За последний год песо упал на 30%, инфляция ускорилась до 50%, а гособлигации Аргентины продаются менее чем за половину их номинальной стоимости. Неужели можно сделать вывод, что политика Макри по либерализации экономики и поддержка МВФ были неуместны? Точно не знаем, но есть одно интересное мнение.

Популистка Фернандес

На самом деле большая часть вины за провал Макри лежит на его популистской предшественнице, Кристине Фернандес де Киршнер, которая снова баллотируется на предстоящих выборах в качестве кандидата в вице-президенты, считает The Economist.

Госпожа Фернандес оставила после себя зияющий дефицит бюджета, искусственно низкие цены на коммунальные услуги, лживую статистику, которой власти нагло манипулировали, и разорительно высокие государственные расходы.

С другой стороны, нельзя не воскликнуть: «Очень милая женщина!». Ведь получается, что она ради разрешения академического спора эмпирически доказала остальным странам, что популистские госрасходы и госсубсидии не всегда ведут к запуску экономического роста.

После многих и многих лет бесхозяйственности властям стало все труднее убеждать граждан в том, что потребительские цены и аргентинский песо будут стабильными. Инфляционные ожидания аргентинцев высоки как никогда. Их недоверие к своим экономическим институтам, к сожалению, стало самоисполняющимся прогнозом. Их поведение пугает инвесторов: кто станет доверять стране с такой малой верой в себя?

Текущие ошибки

Президент Макри и МВФ допустили ошибки. Чтобы избежать общественного возмущения, Макри решил сократить дефицит бюджета постепенно, испытывая прежде всего терпение рынка держателей гособлигаций, а не электората. Оглядываясь назад, можно уверенно сказать, что сокращать дефицит нужно было энергичнее.

Что касается МВФ, то ему нужно было заранее требовать от правительства Аргентины запуска реструктуризации долга. И без решения кредиторов и без позитивных ожиданий в отношении преодоления дефицита бюджета не стоило выдавать рекордный кредит.

Но решение МВФ было частично объяснимым. Огромное финансовое вливание должно было успокоить рынки. Если бы это случилось, то большую часть кредита тратить бы не пришлось. Однако случилось ровно противоположное - рекордная сумма перепугала инвесторов. Им показалось, что они не знают реального размаха проблем. На следущий день после одобрения кредита случился резкий обвал на финансовом и валютном рынке.

Помимо тактических ошибок доверие инвесторов обрушил призрак популизма. Риск, вполне реальный, возвращения в госуправление госпожи Фернандес заставляет степенных политиков и солидных аналитиков пить валерьянку стаканами. Если не каждый день, то по пятницам почти в обязательном порядке.

Альберто Фернандес, однофамилец Кристины Фернандес, считается более умеренным политиком по сравнению с ней. Он победил на праймериз 11 августа и теперь почти наверняка выиграет выборы в октябре. Страх инвесторов перед таким исходом привел к панике и бегству капитала, что и заставило правительство объявить об ужесточении валютного контроля.

Ему достанется сложная ситуация и ему придётся как-то решать долгосрочную проблему, которая свалила президента Макри. Он должен ответить на вопрос, как привести экономику Аргентины в соответствие с рыночными реалиями. Но, пожалуй, Фернандес и поддерживающий его электорат не готовы лицом к лицу встретить этот вызов. Они попытаются уклониться от борьбы и только усугубят ситуацию.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail