новости

Орешкин: критика Трампом ФРС не оправдана

Коррекция на фондовом рынке США на текущей неделе имеет фундаментальные и нефундаментальные причины. Она связана как с окончанием длинных и средних экономических и долговых циклов, так и с ростом глобальной неопределённости в текущем году, сопровождающейся повышенной волатильностью на финансовых рынках, считает министр экономического развития РФ.

Действия Федеральной резервной системы США (ФРС) по повышению процентных ставок правильные, но критика ФРС со стороны президента США вызывает сомнения в стабильности будущей политики этого финансового института, сказал министр экономического развития РФ Максим Орешкин в прямом эфире телеканала "Россия 24".

Три истории

«Всегда есть краткосрочные и долгосрочные истории…», - справедливо отметил министр.

По его словам, очевидной краткосрочной историей является неожиданные твитты президента США Дональда Трампа, касающиеся Федерального резерва.

«Но есть долгосрочные истории, которые вызывают опасения. Первая история связана с окончанием довольно длинного экономического цикла. Восстановление после кризиса 2008 года в развитых странах подошло к концу, поэтому ФРС поднимает процентные ставки, экономика там замедляется, это влияет на все развивающиеся экономики, в результате видим весь год волатильность на валютных рынках и в экономиках", - витиевато высказал простую мысль о нормализации кредитно-денежной политики ФРС США.

Министр считает, что первая история является относительно безопасной, хотя стоит заметить, что на проходящей сейчас встрече МВФ и Всемирного банка на Бали, многие страны жалуются «на разрушительное действие» такой безопасной нормализации кредитно-денежной политики. Главное министр уверен, что больший риск несёт вторая история.

"Если еще выше подняться, то ситуация выглядит еще более волнительно и связана с окончанием таких длинных долговых циклов. С экономическим циклом связан короткий долговой 9-летний цикл, который сейчас тоже подходит к концу, и большой цикл, который начинался еще в 80-е годы прошлого века- тоже мы сейчас находимся в последней его фазе", - высказал очень глубокую мысль глава Минэкономразвития РФ о циклах Кондратьева.

По его словам, именно вторая история служит фундаментом для роста напряженности во всём мире.

"Это все и приводит к тому, что вся обстановка в мире - не только экономическая, но и политическая, а мы сейчас говорим и о торговых войнах между США и Китаем, - напряжена, и все эти истории выливаются в повышенную волатильность на финансовых рынках", - показал комплексный взгляд на деятельность неутомимого президента США министр экономического развития России.

По мнению Орешкина, для Америки - это «точно не временная история». В США цикл восстановления, который начался в 2009 году, сейчас подошел к концу (SULARU – здесь восстановление - эвфемизм к денежному стимулированию экономики Центробанком США путём снижения базовой процентной ставки).

«Безработица у них опустилась до рекордно низких уровней. Это означает, что дальше экономика расти теми темпами, которыми она росла, не может. (Поэтому) ФРС будет повышать процентные ставки», - академично верно заметил министр.

Критика ФРС не оправдана

Максим Орешкин заметил, что впервые за долгие годы, за десятилетия президент США публично комментирует в негативном тоне действия ФРС. Это вызывает очень большие опасения с точки зрения устойчивости этого важного для развития американской экономики института в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

"Мое мнение, что (критика Трампа) абсолютно не оправданы. То, что делает ФРС, она делает в соответствии со своим мандатом - поддержание ценовой стабильности. Очевидно, что за счет низких процентных ставок экономика может восстанавливаться из кризиса, но не может расти в долгосрочной перспективе. Поэтому сейчас идет процесс нормализации процентных ставок, они выходят на те уровни, на которых должны быть. ФРС делает все, что он и должен делать", - одобрил он действия ФРС по повышению базовой процентной ставки.

По словам министра, комментарии со стороны Трампа были болезненно восприняты инвесторами с точки зрения рисков, потому что появилась ненулевая вероятность сценария, когда Дональд Трамп может уволить главу ФРС и назначить покладистого финансиста.

«Который будет проводить неответственную политику, а это уже будет вызывать серьезные риски. Поэтому рынки нервничают при таких заявлениях", - пояснил психологию трейдеров Орешкин.

Перспективы российского рынка

России стоит ориентироваться на эндогенный рост, так как поддержки от внешних факторов ждать не стоит, отсылает к последней Нобелевской премии по экономике министр экономического развития России.

"Ожидать, что будет приходить поддержка извне, не стоит, потому что тренды, о которых я говорил, для глобальных рынков вряд ли сулят что-то хорошее. (…) Поэтому если позитив на российском рынке и будет, то он будет только связан с тем, как мы будем успешно развиваться внутри страны. (…) Чтобы за счет внутренних источников экономика продолжала расти и ускоряла свой рост", - подытожил Максим Орешкин.

Nota bene

О тривиальных причинах коррекции на американском и глобальных рынках на этой неделе SULARU написало как раза во время выступления Орешкина в эфире. Мнение министра подкрепляет умозаключение редакции о неизбежности нового глобального кризиса. Но, пожалуй, оно как-то слишком сложное и простое одновременно. Сложное в силу изложения. А простое в силу сведения проблемы к циклу накопления долгов, хотя, возможно, министр просто не хотел серьёзно углубляться в данную тему.

Инфляцию в США министр упоминает, но не упоминает, что фактором её динамики является не только денежная политика ФРС, но и фискальная политика администрации Трампа. Другими словами, проблема не только в плоскости повышения или понижения ставок, а ещё в плоскости низкой эффективности такой реакции центробанка при колоссальном налоговом стимулировании со стороны правительства США.

Трампа раздражает не само повышение ставок, а то, что ФРС ставит палки в проводимые им реформы. Повышение ставок нивелирует эффект от введение торговых ограничений на китайским импорт, оно удорожает доллар и делает обслуживание госдолга США дороже, а экспорт американских товаров менее конкурентоспособным.