SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Ситуация на топливном рынке остаётся «не очень ровной»

Такое выражение применил премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами для описания кризиса цен на бензин и дизель в последние недели, после чего передал слово курирующему отрасль Дмитрию Козаку.

Ситуация на топливном рынке остаётся «не очень ровной»
фото: пресс-служба правительства РФ

Цены на топливном рынке удалось стабилизировать, что сохранило экономике до 220 млрд в год, заявил вице-премьер Дмитрий Козак,

"Дополнительное увеличение цен на бензин это дополнительная финансовая нагрузка на другие секторы экономики. Напомню, что в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и транспорте, если бы сохранился этот тренд по увеличению цен на моторное топливо, это дополнительные расходы этим секторам экономики более чем на 220 млрд рублей в годовом исчислении", - цитирует слова вице-премьера пресс-служба правительства РФ в понедельник 4 июня.

По его словам, в этих секторах работает 35,6 млн человек, в то время как в добывающих отраслях - 1,6 млн человек, поэтому необходимо балансировать интересы. Нельзя допустить, чтобы производство нефтепродуктов потеряло экономический смысл внутри страны, а с другой стороны, обеспечить интересы других отраслей экономики.

Он отметил, что ситуация проанализирована. На рост цен повлияли прежде всего три фактора. Первое – это увеличение мировых цен на нефть и нефтепродукты. В совокупности со вторым и третьим факторами (с укреплением курса рубля и увеличением фискальной нагрузки на отрасль – прим. пресс-службы правительства РФ, а не редакции SULARU) это привело к увеличению цен на моторное топливо.

Nota bene

Напомним, что в России две причины вызывают рост цен на бензин – повышение и понижение мировых цен на нефть. Обе имеют логичное обоснование. Кроме этого, Федеральная антимонопольная служба РФ ранее уже назвала виновных в ситуации на нефтяном рынке.

Хотелось бы обратить внимание на другой аспект высказывания вице-премьера. Оно означает «действия правительства предотвратили ущерб экономике». Приблизительно такую же мысль, а именно заботу об отраслях, которые особенно зависят от топлива, недавно проявил министр экономического развития Максим Орешкин.

Стоит повторить за Винни-Пухом, что это «неправильный мёд». Самой простым примером ошибочной логики будет логика водителя, превышающего скорость. Представим, что он едет из Москвы в Смоленск по Минскому шоссе с ограничением скорости в 90 км/ч со скоростью в 130 км/ч. Трасса утыкана камерами, которые выявляют подобное превышение. В середине пути водитель снизил скорость до положенной и заявил, что он сэкономил по пятьсот рублей за каждую оставшуюся до конца дороги камеру. Разве он в реальности сэкономил?

Другой пример, если повышение НДС с 18% до 20% может принести до 2 трлн рублей за шесть лет, то недавний отказ правительства от введения налога с продаж в 5% помог «предотвратить ущерб экономике» в сопоставимом размере. А уж сколько ущерба не нанесено отказом от повышения НДФЛ, который министр финансов Силуанов обосновал умением бизнесменов от него уклоняться, даже сложно представить.

Хотя нет, прикинуть не сложно. Во-первых, согласно коэффициенту Джини население делится на 5 групп по уровню дохода. Это общепринятый мировой показатель распределения национального богатства. Во-вторых, за 9 месяцев 2017 года в РФ было собрано 2,5 трлн подоходного налога, то есть за 2017 год должно было быть собрано более 3 трлн рублей.

Таким образом, неповышением НДФЛ правительство сэкономило только самым состоятельным гражданам минимум пятую часть от этой суммы – 0,5 трлн рублей ежегодно. Можно смело заявить, что власти предотвратили ущерб экономике в виде поддержки обеспеченного потребительского спроса. Таким же образом можно представить, что неминуемое повышение пенсионного возраста потенциально «заработает» экономике триллионы «длинных» рублей, хотя оно всего лишь пробует покрыть дефицит Пенсионного фонда России.

В общем если посчитать все "сэкономленные" правительством деньги, то общая сумма значительно превысит 8 трлн рублей, которые необходимы для прорывных экономических реформ. Но их почему-то продолжают искать.

Однако есть в заявлении Козака очень оптимистичный момент. Если экстренное совещание с представителями нефтяной отрасли прошло 30 мая, а расчет предотвращенного убытка представлен уже сегодня на совещании у Медведева, то несложно понять, что расчет потенциального ущерба занял неполных 4 рабочих дня. Для сравнения, определение возможного убытка для нефтедобычи и нефтепереработки от налогового маневра в нефтяной отрасли займёт, согласно госконтракту, около 6 месяцев или более 130 рабочих дней. При необходимости эксперты правительства умеют считать очень быстро.

Последнее, принимать меры для стимулирования экономического роста и предотвращать действия, которые ведут к его замедлению, - прямая обязанность любого правительства любой страны. Заявление, что нормальная работа привела к какому-то результату (стабилизации) и даже не компенсировала убытки (почему-то цифра этого ущерба не озвучена, что было бы правильно) от непрерывного повышения цен на топливо с середины февраля, иногда с недельным приростом в 2% при годовой инфляции в стране в 2,5%, можно воспринимать по-разному. Пока лояльно подметим, что это была объяснимая для нового кабмина реклама.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail