SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
новости

Госдума РФ приравняла сжигание ТКО к утилизации

Ранее любое сжигание считалось в России обезвреживанием отходов. Теперь сжигание твёрдых коммунальных отходов с обязательным производством тепла и электроэнергии выделено в отдельную категорию - энергетическую утилизацию.

Госдума РФ приравняла сжигание ТКО к утилизации
фото: pixabay

Госдума 18 декабря приняла в окончательном третьем чтении закон, приравнивающий сжигание твердых коммунальных отходов (ТКО) к их утилизации. Ранее эта процедура квалифицировалась как обезвреживание, что требовало больше экологической документации и разрешений, пишет «Интерфакс». Примечательно, что второе чтение состоялось 17 декабря. Закон об утилизации ТКО должен вступить в силу с 1 января 2020 года.

Агентство не ошибается с пониманием классификации: достаточно взглянуть на обновленную столичную территориальную схему обращения с мусором, прошедшую 16 декабря [мало кем замеченное] общественное обсуждение. Москва планирует к 2029 году увеличить долю обезвреженных (сожжённых с производством тепла и электроэнергии) ТКО в общем количестве образованных отходов с 4 до 17%.

Законодательные изменения

Согласно законодательству России, к утилизации до вступления нового закона в силу можно относить только переработку отходов. Процесс переработки пока включает:
- рециклинг, то есть повторное использование ТКО для производства товаров (например, сдача пластиковых отходов для производства гранулята),
- регенерацию, или возврат товаров в производственный цикл после подготовки (сдача стеклянных бутылок),
- рекуперацию, то есть извлечение полезных компонентов из ТКО для их повторного применения (извлечение цветных металлов из техники).

Принятый Госдумой закон теперь относит к утилизации и «использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки». Таким образом, процесс сжигания ТКО, сопровождаемый выделением тепла и электроэнергии для последующего использования в народном хозяйстве, получил название «энергетическая утилизация».

Согласно законодательной практике, утилизация ТКО и их обезвреживание до сих пор не являлось тождественным понятием. Под обезвреживанием отходов понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. К обезвреживанию, например, относят пиролиз, или термическое разложение без доступа кислорода.

Все проекты по обезвреживанию отходов подлежат государственной экологической экспертизе (ГЭЭ), они проверяются на соответствие экологическому законодательству. В ходе проверки должно подтверждаться отсутствие негативного влияния на окружающую среду и здоровье. К объектам утилизации законодательных требований меньше - необходимо разработать лишь технические условия на продукцию.

Дискуссия в Госдуме

Во вторник, 17 декабря, в ходе обсуждения законопроекта во втором чтении ряд депутатов Госдумы (Валерий Гартунг и Кирилл Черкасов) указали на нарушение процедуры рассмотрения этого документа. Поправки не были внесены отдельным законом, а шли как дополнение к законопроекту о способах уплаты экологических платежей.

Следовательно, они не прошли процедуру публичного обсуждения, обратили внимание парламентарии. В ответ на претензию глава комитета по экологии Владимир Бурматов подчеркнул, что в законопроекте делается специальная оговорка, что до сжигания отходов из них должны быть извлечены полезные фракции.

"Они должны быть подвергнуты обработке и только оставшиеся так называемые «хвосты» можно будет подвергать энергетической утилизации", - сказал он.

Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин считает, что альтернативы энергетической утилизации нет. Он напомнил, что если отходы будут хоронить, а не сжигать, то это несет очень большие риски: любая свалка в конечном итоге возгорится с выбросом огромного количества вредных веществ в атмосферу. При этом объём выбросов после возгорания кратно превышает загрязнение воздуха при сжигании ТКО в современном оборудовании.

«Этими поправками мы с вами фактически вносим ограничения сжигания тех фракций, которые можно пустить во вторичную переработку, это важнейший момент, он ключевой. Если мы хотим дальше заниматься захоронением хвостов так называемых, (...) то мы с вами заложим для будущих поколений "бомбу", с которой они рано или поздно столкнутся, может это и горькая таблетка, но мы должны ее принять», - подчеркнул министр.

Справка

В 2017 году правительство РФ приняло пакет документов, которые устанавливали сроки, порядок и условия проведения конкурсных отборов проектов по строительству генерирующих объектов на основе использования ТКО, а также регионы, в которых будут реализованы соответствующие проекты.

Структуры "РТ-Инвест" (принадлежит "Ростеху") ООО "АГК-1" и ООО "АГК-2" в 2017 году были объявлены победителями конкурсов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов на основе ТКО в Московской области (АГК-1) и Татарстане (АГК-2). Партнером проекта является японско-швейцарская Hitachi Zosen Inova.

Завод под Казанью полностью покрывает потребности города в энергетической утилизации. Москве требуется, по оценке ГК «Ростех», не четыре, а до восьми генерирующих объектов на основе ТКО. В обновленной московской территориальной схеме обращения с отходами введение первых четырёх заводов «РТ-Инвест» в эксплуатацию учтено.

Четыре завода в Подмосковье будут перерабатывать 2,8 млн тонн отходов в год с получением 280 МВт электрической мощности, завод под Казанью - 550 тыс. тонн отходов (55 МВт). Общий объем инвестиций оценивается примерно в 150 млрд рублей, в том числе в Татарстане - 28 млрд рублей.

Заключение

SULARU полностью согласно с утверждением правительства, высказанное разными его представителями, что в России фактически идет не реформа обращения с мусором, а становление новой отрасли. Ведь даже в Москве отправляется на захоронение 84% ТКО. В среднем по России, по оценке Минприроды, на полигоны попадает около 93% твёрдых коммунальных отходов.

По данным «Гринпис»^ общая площадь российских свалок превысила 4 млн га, что сравнимо с территорией Швейцарии. Лишь небольшая часть ТКО сжигается. Это, конечно, катастрофические цифры. И проведение национальной программы по переходу на «малотходную» экономику даже запоздало. Однако всегда можно найти свои «но».

Так, правительство говорит об обязательном извлечении полезных фракций из ТКО: "Они должны быть подвергнуты обработке и только оставшиеся так называемые «хвосты» можно будет подвергать энергетической утилизации». В связи с этим возникает пара вопросов.

№1: В столичной схеме, опубликованной на сайте мэрии, есть утверждение: «Извлечение полезных компонентов (потенциального вторичного сырья) из раздельно накопленных отходов может составлять более 50%, в то время как из смешанных ТКО – не более 25%. Если раздельный сбор мусора в стране не организован, то откуда уверенность, что будут сжигаться «только хвосты»?

№2: Максимизация извлечения вторичного сырья, прежде всего пластика и макулатуры, является приоритетной экономической задачей. Причём мощности по переработке такого сырья недозагружены, о чём свидетельствует рост импорта отходов пластики в России (в основном ввозятся прессованные ПЭТ-бутылки. Если пластиковых отходов каждый год образуется порядка 3 млн т (перерабатывается не более 12%), то почему предполагается только двухконтейнерная сортировка мусора населением: для «чистых» ТКО и отходов, загрязненных органикой?

Это те важные вопросы, которые не содержат критики, а указывают на возможные недоработки в стратегии обращения с мусором. Вопросов, вызывающих недопонимание или недоумение, гораздо больше: от загадочных причин спешки с принятием законодательных актов до довольно странного переноса обязанности качественной сортировки ТКО от граждан (общепринятая в мире практика) на бизнес.

Причём сортировка ТКО гражданами является выгодной для россиян, как показывает пример с сервисом «Чисто-Чисто». Понимание последнего вроде есть и в правительстве. Вице-премьер Алексей Гордеев предложил на первом заседании правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами в январе 2019 года не взимать с населения платы за вывоз "сухих" отходов.

"Перспективу вижу в том, чтобы вывоз "сухих" отходов для жителей стал бесплатным с учетом, что это материальные ресурсы, которые будут поступать в экономику нашей страны", - сказал Гордеев.

Но воз и ныне там. Упор делается, пожалуй, не на экономическую целесообразность организации раздельного сбора ТКО, а на спешное строительство мусоросжигающих заводов (законодательство снижает административные барьеры). Однако если население продолжит игнорировать мусорную реформу на первичном уровне, в данном случае не сортировать отходы без денежного стимула, то в чём сермяжный смысл такого строительства?

Возможно, правительству стоит показать свой план и свои идеи более наглядно, а заодно рассеять возникающие у граждан опасения. Благо пример есть: окончательные параметры национальных проектов (а их объём превышает масштабность мусорной реформы) были доступно объяснены в соответствующей презентации.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail