SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Для доминирования США нужно разрушить "заговор против доллара"

Соединенные Штаты в настоящее время ведут экономические войны против десятка стран мира. Кроме этого, Китай, Пакистан и Турция, не находясь под санкциями, тоже являются объектами карательных экономических мер. Большинство экономистов не видят угрозы, но доктор Гэл Лафт называет борьбу за доллар в качестве мировой резервной валюты высшим национальным приоритетом Америки. 

Для доминирования США нужно разрушить "заговор против доллара"
фото: pixabay.com

В настоящее время Соединенные Штаты ведут экономическую войну против десятка стран мира с общим населением почти в 2 млрд человек и совокупным валовым внутренним продуктом (ВВП) более чем $15 трлн, пишет для CNBC Гэл Лафт (Gal Luft), содиректор Института анализа глобальной безопасности – IAGS (США)

SULARU сразу напоминает, что IAGS – неоконсервативная, то бишь совсем-совсем проамериканская, исследовательская компания. Кроме этого, доктор Гэл Лафт персонально входит в Организацию свободы от топливной зависимости - Fuel Freedom Foundation. Целью этого интересного образования является снижение цены нефти до $1 за баррель. Последнее важно, так как товарищ не приминёт скатиться к любимой энергетической теме. В общем, мнение де-факто системного противника РФ представляет определенный интерес.

К таким странам относятся Россия, Иран, Венесуэла, Куба, Судан, Зимбабве, Мьянма, Демократическая Республика Конго, Северная Корея и другие, в отношении которых Вашингтон ввел санкции в последние десятилетия. Такие страны, как Китай, Пакистан и Турция, которые формально не находятся под полными санкциями, являются целью других карательных экономических мер.

Кроме этого, тысячи людей из десятков стран включены по зачастую надуманным причинам в «черный список» Министерства финансов США, который фактически блокирует их доступ к глобальной финансовой системе, в которой доминируют США. Многие из указанных лиц либо входят в руководство их стран, либо тесно связаны с ним.

Каждый хозяйствующий субъект – физическое или юридическое лицо - может стать мишенью санкций по веским, с точки зрения США, причинам, будь то нарушения прав человека, терроризм, уголовная преступность, торговля ядерными оружием и технологиями, коррупция или, в случае Китая, недобросовестная торговая практика и кража интеллектуальной собственности.

Но в последние месяцы стало казаться, что непоколебимая приверженность Америки борьбе со всеми мировыми бедствиями привела к тому, что количество недовольных правительств и богатых людей, которые их поддерживают, достигло критической массы. Они объединили свои усилия для создания параллельной финансовой системы, которая будет вне досягаемости длинной руки Америки. Если их старания увенчаются успехом, то глобальная роль США может измениться.

Глобальное превосходство Америки стало возможным не только благодаря ее военной мощи и НАТО, но и благодаря ее контролю над потоками глобальных финансов и, в частности, широкому признанию доллара в качестве мировой резервной валюты. Уникальный статус американской валюты закрепил современную глобальную финансовую систему со времен Второй мировой войны.

Любая сделка, совершенная в долларах США или в американском банке, автоматически подводит торговых партнёров под американскую юрисдикцию. Когда власти США решают ввести односторонние санкции, как в случае с Ираном, они, по существу, говорят всем остальным государствам, корпорациям и отдельным лицам, что они должны выбирать между прекращением бизнеса с «плохой страной» или отключением от мировых финансов и экономики номер один. Это мощная палка. Не многие компании или банки могут позволить себе отказаться от американского рынка или от доступа к американским финансовым учреждениям.

Страны-ревизионисты, которые желают оспорить возглавляемую США систему, видят в этом оскорбление их экономического суверенитета. Именно поэтому Россия и Китай разработали собственные версии «Общества всемирных межбанковских финансовых каналов связи» (SWIFT). Они сделали альтернативу той глобальной банковской сети, которая позволяет проводить трансграничные финансовые операции среди тысяч организаций. Обе страны также активно призывают своих торговых партнеров отбросить доллар в своей двусторонней торговле в пользу местных валют.

В этом месяце Россия быстро завербовала Турцию в этот анти-долларовый блок. Последняя объявила, что вернется в торговлю без доллара после эскалации экономического конфликта между Анкарой и Вашингтоном. Со своей стороны, Китай использует триллионы долларов и соблазны инфраструктурного проекта «Один пояс и один путь» в качестве инструмента, который побуждает соседние страны совершать сделки в юанях вместо долларов. Пакистан, получатель денег номер один от этого проекта, и Иран уже объявили о своем намерении поступить именно так.

В прошлом месяце на саммите БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) в Йоханнесбурге был призывк оружию против гегемонии доллара. Он прозвучал для таких стран, как Турция, Ямайка, Индонезия, Аргентина и Египет. Их пригласили присоединиться к объединению, которое известно как "БРИКС плюс", с целью создания общего экономического пространства с пониженным участием доллара.

Главным фронтом, где будет определяться будущее доллара, является мировой рынок сырьевых товаров, особенно рынок нефти размером в $1,7 трлн (SULARU -речь о начале торговли нефтью в юанях в этом году). С 1973 года, когда президент Ричард Никсон в одностороннем порядке отменил золотой стандарт доллара США и убедил Саудовскую Аравию и остальные страны ОПЕК продавать свою нефть только в долларах, глобальная торговля нефтью была неразрывно связана с американской валютой.

Это проложило путь для остальной части сырьевых товаров, которые тоже станут торговаться в долларах США. Такое положение дел служило Америке наилучшим образом. Оно создало постоянно растущий спрос на доллар, который, в свою очередь, позволял последующим правительствам США свободно финансировать свои растущие бюджетные дефициты.

Но такое время заканчивается. Многие члены нового анти-долларового блока являются экспортерами сырьевых товаров. Они больше не хотят, чтобы их продукция оценивалась по номинированному в долларах эталону вроде марок нефти WTI и Brent. И они не хотят торговать в валюте, которая несёт риски.

Например, когда Китай покупает нефть из Анголы, газ из России, уголь из Монголии или соевые бобы из Бразилии, он предпочитает делать это в своей собственной валюте и тем самым избегает нежелательных расходов на обмен валюты обоими участниками сделки. Тенденция набирает обороты.

Россия и Китай договорились о торговле некоторыми энергоносителями в юанях. Китай подталкивает своих основных поставщиков нефти из Саудовской Аравии, Анголы и Ирана на получение юаней за свою продукцию. И, наконец, в прошлом году Китай представил нефтяные фьючерсные контракты, подкрепленные золотом на энергетической бирже в Шанхае. "Петро-Юань " стал первым недолларовым международным стандартом для сырой нефти в азиатском энергетическом обмене. Он может перевернуть мировой рынок нефти.

Постепенное принятие к обмену цифровых валют на основе технологии блокчейн предлагает еще один способ для ревизионистов откинуть доллар на обочину истории. Российский центральный банк заявил, что он рассматривает возможность запуска национальной валюты под названием "крипторубль" (SULARU – скорее, это предлагал Глазьев, а ЦБ просто отреагировал).

Перед введением у себя в России ЦБ РФ помог Венесуэле запустить свою собственную криптовалюту "Петро", которая обеспечена огромными запасы нефти в стране (SULARU – в первый раз слышим об участии ЦБ РФ в запуске криптовалюты в Венесуэле). В настоящее время члены БРИКС обсуждают вопрос о резервной криптовалюте в рамках БРИКС.

Все эти действия указывают на одно - в ближайшие годы доллар будет сталкиваться с множеством нападений с целью подрыва его гегемонии. Рынок торговли энергией будет одним из основных полей сражений, где будет решаться вопрос экономического доминирования Америки. Любая успешная попытка отвязать торговлю сырьевыми товарами от доллара вызовет эффект лавины в глобальной экономической системе. Она вызовет ухудшение позиции США за рубежом.

Учитывая общее положительное состояние экономики США и замечательную силу доллара по сравнению с валютами «охотников за долларом», включая российский рубль, юань, турецкую лиру и иранский риал, можно легко погрузиться в самоуспокоенность и посчитать действия ревизионистов комариными укусами.

Но игнорирование пробуждения анти-долларового блока повредит Америке. Бычий настрой фондового рынка заканчивается, национальный долг превысил $21 трлн и растёт на $1 трлн ежегодно. Поэтому изменения будут суровее, и они случатся раньше, чем большинство экономистов предполагает.

В разгар экономической эйфории Америке стоит вспомнить, что каждый четвёртый человек на планете живет сегодня в стране, правительство которой привержено цели положить конец гегемонии доллара. Помешать их усилиям – это должно стать высшим национальным приоритетом Вашингтона.

Nota bene

Вот что точно не стоит недооценивать – это публикацию подобных статей в известном американском издании. Когда появилась книга «Смерть от Китая: борьба с драконом – глобальный вызов», её автор Питер Наварро был простым профессором экономики. При президенте-республиканце Дональде Трампе этот демократ и сторонник «неортодоксальных» (не принятых большинством экономистов) экономических взглядов станет главой созданного под него Национального торгового совета (США) - организации, которая окончательно убедила Трампа запустить торговые войны.

После этого даже солидные американские экономисты традиционных взглядов, вероятно, под влиянием новых идеологем начинают нести чушь. Как ещё можно назвать заявление главы Федерального банка Сент-Луиса Джеймса Булларда о том, что все торговые партнёры США, включая КНР – «сами протекционисты». Неудивительно, что некоторые политики в США, которые не столь подкованы в экономической науке, скатываются в отношении Китая к чистой воды паранойе.

Также SULARU напоминает, что экономическая мысль доктора Карла Маркса, чей 200-летний юбилей был в этом году, также не отличалась стройностью доказательной базы. Стройности к настоящему времени не прибавилось, а КНР продолжает оставаться страной коммунистической. Фраза экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946), пожалуй, второго по значимости в экономической науке после Адама Смита, продолжает оставаться удивительно актуальной:

«Идеи экономистов и политологов, неважно, верны они или нет, гораздо важнее, чем принято считать. На самом деле, только они управляют миром. Практические люди, которые уверены, что избежали влияния теоретиков, являются рабами идей усопших мыслителей».

Другими словами, если не случится какая-нибудь удача, США будут усиливать давление на Россию в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail