SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Гарантированный пенсионный план. Обобщение.

После многих лет раздумий правительство России наконец определилось: на смену замороженным с 2014 года обязательным накопительным пенсиям придёт добровольный продукт. Реформа с правовой точки зрения выглядит достойно, вобрав лучшие черты предложений 2016-2019 гг. Однако не обошлось без недостатков, которые ставят под сомнение успех инициативы. Главной проблемой, пожалуй, является отсутствие очевидной экономической пользы для граждан и самого государства.

Гарантированный пенсионный план. Обобщение.
фото: pixabay

Правительство России наконец определилось: на смену замороженным с 2014 года накопительным пенсиям придёт «Гарантированный пенсионный план». Проект реформы находится в очень высокой степени готовности и будет опубликован для общественного обсуждения в ближайшее время.

Минфин и ЦБ работали над заменой обязательной накопительной системы как минимум с 2016 года. Промежуточным вариантом был механизмИндивидуального пенсионного капитала (ИПК) как способ формирования длинных денег в экономике: в России минимальная потребность вложений в развитие инфраструктуры только в 2020 г. превышает 3,5 трлн руб., а для её полноценного развития нужно около 6,5 трлн руб.

ИПК предполагал что-то вреде «добровольно-принудительного» характера участия граждан - россиян хотели автоматически подписать на участие в этой системе с правом последующего отказа в течение года. Это означало, что граждане по умолчанию начинают отчислять взносы с зарплат в новую накопительную систему, но потом могут написать заявление о выходе из ИПК.

Несколько циничный расчёт финансистов был сделан, по мнению SULARU, прежде всего на «молчунов», которые не принесут заявлений о неприятии очередного эксперимента с накопительной частью пенсии. Юридически механизм опирался на ст. 158 ГК РФ, согласно которой «молчание признается выражением воли».

Автоматическая подписка по каким-то причинам - вероятно, запомнилась болезненная реакция на повышение пенсионного возраста в 2018 году - вызвала возражения у социального блока правительства. В итоге президент РФ Владимир Путин поддержал возражения и потребовал сделать пенсионную систему полностью добровольной.

Так в недрах Минфина РФ появился «Гарантированный пенсионный продукт», который в финальной итерации получил наименование «Гарантированный пенсионный план» (ГПП). Он получил поддержку Банка России. При этом экономисты практически сразу заговорили о слабых перспективах добровольного плана - по предварительным оценкам он заинтересует 5-10% россиян.

Подключение к ГПП

Стать участником «Гарантированного пенсионного плана» можно будет как самостоятельно через портал госуслуг, так и написав заявление работодателю, который поможет оформить документальные отношения с единым Оператором ГПП - им станет Национальный расчетный депозитарий.

Депозитарий будет администрировать отчисления и вести реестр участников. Кроме того, он станет держателем «золотой записи». Это означает, что информация пенсионного оператора является решающей при возникновении любых споров между гражданином, работодателем и негосударственным пенсионным фондом (НПФ), который управляет отчислениями работника в ГПП.

В заявлении на участие в ГПП гражданин должен будет указать ФИО, СНИЛС, выбранный НПФ и желаемый размер взноса. Последний может быть любым. Однако государство будет предоставлять участникам системы вычет по НДФЛ - это стимул для подключения к Плану - только по взносам в пределах 6% от зарплаты.

Другими словами, максимальная налоговая льгота составит в любом случае не более 1% от ежегодной зарплаты. По расчётам авторов реформы, налоговые льготы обойдутся государству ежегодно в сумму около 10 млрд рублей, то есть выпадающие доходы бюджета не превысят 0,009% ВВП.

Если налоговый вычет будет предоставляться по зафиксированной в Налоговом кодексе (НК) схеме, то возмещение гражданин получит по итогам года при подаче налоговой декларации в пределах 13% от 120 тыс. рублей. Если по упрощённой схеме, а речь идёт об её возможном применении, то работодатель будет предоставлять вычет работнику ежемесячно. Будет ли ограничение по сумме, непонятно, но указанный расчётный размер выпадающих доходов - 10 млрд - очень сильно намекает на введение лимита, указанного в НК.

Важно, что заключение соглашения об участии в ГПП не означает немедленного подключения - оно произойдёт только после первой реальной уплаты взноса в систему. В течение шести месяцев после уплаты первого взноса будет действовать особый «период охлаждения». Время «на подумать» предоставляется гражданину, чтобы он взвесил все pro и contra и смог обдуманно отказаться от участия. Деньги ему будут возвращены в полном объёме.

Более того, даже вступив в систему и аккуратно оплатив взносы в течение полугода и более, россиянин сможет неограниченное количество раз приостанавливать уплату взносов из своей зарплаты. Однако общий период приостановки платежей не должен превысить пять лет в общей сложности.

Преимущества ГПП

Кроме упомянутого налогового вычета граждане, во-первых, смогут перевести все имеющиеся у них накопления из системы обязательного пенсионного страхования (ОПС) в ГПП. Авторы реформы предполагают, что многие граждане захотят воспользоваться этим правом, но это не будет носить обязательный характер.

Предположения авторов реформ не лишено оснований. В рамках ГПП предполагается ежегодная индексация пенсионных выплат на уровень инфляции за предыдущий год, а в рамках ОПС нет гарантий доходности и нет гарантий безубыточности управления средствами НПФ.

В текущих реалиях переход на новый механизм означает обязательный ежегодный рост пенсии на 3-4%. Насколько будет выполнимо такое обещание при - не дай бог - всплеске инфляции, покажет время.

Во-вторых, каждый НПФ будет обязан не реже чем раз в пять лет фиксировать размер накопленных средств на пенсионном счете участника ГПП. Сумма после каждой фиксации должна быть не меньше предыдущей. Именно таким образом участнику ГПП гарантируется безубыточность накоплений.

Если НПФ допустил убыток, то он его компенсирует из собственных средств. Если же у НПФ не будет средств для компенсаций в случае тяжёлой финансовой ситуации, то предусмотрена двухуровневая система защиты от наступления подобной ситуации:

- после проверки при вступлении в новую систему НПФ будет делать резерв через обязательные отчисления в гарантированный пенсионный фонд по аналогии с ОПС;
- в случае наступления банкротства НПФ или отзыва лицензии Банком России вся сумма накопленных пенсионных средств будет возвращена гражданину Агентством по страхованию вкладов.

Гарантия распространяется именно на всю сумму: на взносы по ГПП, на добровольно переведенные средства из ОПС и на накопленный процент. Гарантия будет действовать как на период формирования пенсионных средств в НПФ, так и на период ее выплаты.

Немаловажно, что гражданин, который не полностью удовлетворён доходностью своего НПФ, сможет в любой момент сменить фонд. Текущий поток взносов в ГПП сразу переходит в другой фонд, а оставшаяся часть переходит в рамках регламента по фиксации взаиморасчётов. Программа «заморозки переходов», действующая в ОПС, на ГПП не распространяется.

В-третьих, все накопленные по ГПП средства остаются собственностью гражданина, что несёт два существенных последствия: неизрасходованные средства будет подлежать наследованию на общих основаниях, кроме случаев смерти участника после назначения пожизненной негосударственной пенсии (см. ниже); появляется возможность досрочной выплаты накопленных средств в случае наступления любого заболевания, которое официально относится к социально значимым (в пределах расходов на лечение).

Последнее, если гражданин отчислял взносы в ГПП в течение 30 лет, он сможет начать получать пенсионные выплату, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. То есть, начав платить в 25 лет, можно расчитывать на получение пенсии после 55 лет.

Спорные технические моменты ГПП

Технически спорным моментом остаётся обсуждаемый вопрос об ограничении срока пенсионных выплат по ГПП пятнадцатью годами после наступления пенсионного возраста. Для подавляющего большинства российских мужчин, которые выходят на пенсию в 65 лет и живут заметно меньше женщин, этот пункт в ближайшие годы не представляет никаких проблем.

Напомним майским указом президента РФ была поставлена задача обеспечить повышение ожидаемой продолжительности жизни «среднего россиянина» до 80 лет только к 2030 году. Как скажется уменьшение пенсии до «стандартной из ПФР» для женщин после наступления 75 лет, пока остаётся загадкой.

Справедливости ради заметим, что решение об ограничении выплат 15 годами не принято. Среди альтернативных вариантов - выплачивать пенсии в течение срока, равного периоду дожития [после выхода на пенсию], который ежегодно рассчитывает Минтруд России для выплаты накопительной пенсии (в настоящий момент он составляет 21 год).

Также предусмотрена возможность согласования с НПФ индивидуальных условий, например, назначения пожизненной негосударственной пенсии (с лишением родственников права наследования неизрасходованных средств) или единовременной выплаты всех накопленных средств. Так как индивидуальные варианты предполагают повышенный риск для НПФ, то условия для граждан теоретически должны быть менее привлекательными по сравнению со стандартной схемой.

Следующим спорным моментом является система поощрения софинансирования работодателем участия работников в ГПП. Для компаний предусмотрены льготы в виде применения растущих из года в год коэффициентов при расчете налога на прибыль.

Если работодатель софинансируют взносы в ГПП, то сможет уменьшить со временем базу расчёта налога на прибыль в пределах 12% от общей суммы расходов на оплату труда. Этот подход имеет прямую аналогию, например, с уменьшением базы расчёта налога на прибыль для тех работодателей, которые предоставляют работникам льготные туристические путёвки.

Не секрет, что получение дешёвых путёвок в дома отдыха или санатории доступна работникам узкого круга крупных богатых компаний. О массовости поездок работающих россиян за здоровьем на курорты на деньги работодателя у львиной доли российских работников никакой речи не идёт.

Туристическая отрасль практической пользы от введения налогового вычета, выраженной в расширения спроса, не увидела. Это объясняется просто: крупные компании поощряли работников путёвками и до введения льготы, а у других компаний размер вычета энтузиазма не вызвал. Недостаточная массовость будущего участия россиян в ГПП тоже представляемся ключевой проблемой предложенной реформы.

Итак, в чём главная проблема?

Заметим, что формально с правовой точки зрения механизм ГПП выглядит очень достойно. Тем не менее он не отвечает на пару важных вопросов об экономической целесообразности как с точки зрения граждан, так и государства:
- ради чего работнику отдавать, предположим, 6% своих доходов в течение 30 лет?
- достаточно ли будет участия около 5-6% работников для формирования длинных денег на инфраструктурные проекты?

Найти ответ на поставленные вопросы не самая тривиальная задача. SULARU на них пока ответить не может. Поделимся соображениями, которые подпитывают сомнения в успехе реформы. Начнём с интересов граждан.

Например, работающий россиянин соглашается на участие в ГПП. При этом государство стимулирует отчисления в размере 6% от зарплаты, но в пределах 120 000 рублей ежегодно, что эквивалентно годовой зарплате в 2 млн рублей.

Если отбросить многочисленные детали, то посыл государства наследуется от системы ОПС: граждане, вкладывая средства в НПФ, вы можете увеличить свою будущую пенсию за счёт накопления капитала.

Посыл правдивый в абсолютном выражении, но, если сказать помягче, не совсем справедливый в относительном, так как совокупная доходность НПФ нередко проигрывает инфляции. Это означает, что капитал не накапливается, а размывается.

При этом нельзя забывать, что комиссия НПФ за услугу управления средствами - постоянная часть от 0,75% - взымается с клиентов регулярно вне зависимости от инфляции или от финансовых результатов работы фонда. Самое любопытное, что НПФ в качестве главного инструмента для вложений средств клиентов предпочитают облигации федерального займа (ОФЗ) с гарантированной государством доходностью.

При этом в России продолжает действовать механизм Индивидуальных инвестиционных счетов (ИИЦ), где доходность от вложений граждан в те же ОФЗ увеличивается на 13% автоматически за счёт предоставления налогового вычета на НДФЛ на инвестиции в пределах 400 тыс. рублей (не 120 тыс.!) ежегодно. Правда, есть глубокое подозрение, что Минфин всё-таки торпедирует ИИЦ после решение о вводе ГПП.

Важно понимать, что государство гарантирует участникам ГПП исключительно неуменьшение суммы, перечисленной в НПФ. То есть гарантии доходности вложений как в ОФЗ нет и в помине, а есть гарантия сохранности и индексации пенсионных выплат после наступления пенсионного возраста через многие годы.

Что касается интересов самого государства, то и здесь картина вырисовывается довольно неоднозначная. Возможность в течение длительного времени направлять на накопление до 6% от текущего потребления есть лишь у 5–6% работников, оценивал для «Ведомостей» замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Из этих 5-6% немалая часть предпочтёт альтернативные способы вложения средств, которые гарантируют доходность, а не защищают от потери средств, благо круг возможных финансовых инструментов обширен: кроме ИЦЦ можно рассматривать депозиты, облигации надёжных заёмщиков (не только ОФЗ), страховые программы в рублях и иностранной валюте и так далее.

Другими словами, будет очень хорошо, если 3-4% работников будут регулярно отчислять в ГПП. Намеренно завысим средние суммы отчислений до 120 000 руб ежегодно. В России по итогам 2018 года было 76,3 млн жителей трудоспособного возраста. При этом уровень участия россиян в возрасте 15-65 лет в рабочей силе составляет только 62,9%, то есть «реальных» работников в легальном секторе насчитывается 48 млн человек.

3% от 48 млн работников составляет 1,44 млн человек. Они принесут в ГПП в совокупности, если умножить на 120 000 руб., приблизительно 172,8 млрд руб. Это расчётная сумма даже заметно больше ожиданий правительства. Если авторами реформы говорится, что компенсация НДФЛ потребует около 10 млрд рублей, то приток денег в ГПП ожидается правительством на уровне 77 млрд рублей (10 млрд = 13% от 77 млрд).

Для понимания ситуации, напомним, что Крымский мост обошёлся российскому бюджету в 228 млрд, что эквивалентно ожидаемым сбора в ГПП в течение двух-трёх лет. Насколько эти деньги можно назвать потенциальным источником длинных денег в инфраструктуру, судите сами. Кстати, в июле 2018 Банк России предполагал с некоторыми оговоркими накопить за счет Индивидуального пенсионного капитала около 8 трлн руб за 10 лет.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail