SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

ВТО ещё можно спасти

Современный глобальный торговый порядок находится под большой угрозой. Британское издание The Economist знает, как его спасти. В свою очередь, SULARU позволило себе небольшие комментарии.

ВТО ещё можно спасти

Штаб-квартира Всемирной торговой организации (ВТО), расположенная на берегу Женевского озера, когда-то принадлежала Лиге Наций, существование которой закончилось из-за американской изоляции. Текущие обитатели здания сегодня также находятся во власти решений, принятых в Вашингтоне, пишет The Economist

Президент Дональд Трамп в обход ВТО велел ввести тарифы на импорт стали и алюминия, в том числе для союзников Америки. Жалуясь на несправедливое обращение с США в рамках ВТО, администрация Трампа блокирует кандидатуры на места в апелляционном органе ВТО, что может сделать его неспособным рассматривать дела после 2019 (ред. – об этом ранее предупреждал министр экономического развития РФ Максим Орешкин). Зловещим фактором [для торгового порядка] является то, что Америка втянулась в торговую войну с Китаем. Обе стороны уже ввели тарифы на товары на общую сумму в десятки миллиардов долларов и угрожают продолжить их введение.

Предполагается, что ВТО должна сдерживать торговые споры и предотвращать запретительные ограничения. Сегодня, как представляется, организация в ужасе от происходящего, наблюдая как система, которую она контролирует, рушится. Сторонники свободной торговли (ред. - если верить советнику президента США Ларри Кадлоу, то это прежде всего Дональд Трамп) имеют право быть глубоко обеспокоены, но еще не имеют право на отчаяние. Контуры плана по спасению системы могут быть легко очерчены.

Это конец той ВТО, которую мы знаем

Это может показаться причудливым, учитывая воинственность мистера Трампа, но есть две вещи [которые нивелируют важность президента США]. Во-первых, президент не единственный человек, определяющий американскую торговую политику. Европейский союз и Япония вели переговоры с Робертом Лайтхайзером, торговым представителем США (ред. – это уровень министра) и главным переговорщиком, о реформе ВТО. Нападки мистера Трампа делают заголовки в прессе, но г-н Лайтхайзер хочет реформировать ВТО, а не отказаться от нее полностью. Он мог использовать угрозы президента как рычаги для своих сделок. Думайте о тандеме как о банальной схеме хороший-плохой полицейский. В такой схеме плохой полицейский имеет слабое понимание того, какая росль ему выделена (ред. – британское издание в очередной раз «зажигает», в этот раз фактически называя президента США марионеткой).

Вторая вещь, следует понимать, что хотя сейчас в центре мирового гнева Америка, но Китай должен вызывать не менее глубокое подозрение. С момента вступления в ВТО в 2001 году Китай не открыл свой рынок, как ожидал Запад. Напротив, КНР искажает глобальную торговлю в масштабах, которые намного больше, чем демпинговые, валютные и другие причины споров между рыночными экономиками, с которыми ВТО была призвана справиться.

ЕС и Япония разделяют стремление Америки сдержать китайский меркантилизм. Китайские государственные фирмы и обширные и непрозрачные госсубсидии КНР искажали рынки и приводили к избытку сырьевых товаров, таких, как сталь. Иностранные фирмы, действующие в Китае, борются с тяжелой регламентацией и обязаны передавать свою интеллектуальную собственность в качестве условия доступа на рынок.

Но с существующим кодексом правил ВТО удержать Китай в границах трудно. Реформы, о которых говорили ЕС, Япония и Америка, могут залатать многие пробелы. Они могли бы определить, как судить о масштабах искажений рыночных условий правительством КНР, облегчить сбор информации о нарушениях и установить границы для пропорционального возмездия. Они также определят, что именно является инструментами государственного вмешательства, и расширят список запрещенных мер поддержки [внутренних производителей] и субсидий. И они облегчат бремя доказательства нарушений для истцов. Сейчас это бремя, учитывая непрозрачность китайской системы, слишком тяжело.

Даже самый заядлый оптимист может назвать главное препятствие на пути реализации этого плана. Зачем Китаю когда-либо принимать реформу, которая угрожает его государственной экономической модели? Да потому, что Америка в противном случае может посеять хаос, страх и трепет. В интересах Китая сохранить мировой торговый порядок, потому что, если Китай будет изолирован, то Коммунистическая партия не сможет продолжить рост благосостояния граждан страны, что пока цементирует ее легитимность. Выгоды Китая от членства в ВТО пришли не от установления более низких тарифов на его продукцию в Америке (они уже были низкими) , а от возросшей уверенности в стабильных торговых отношениях. Стратегический план КНР «Made in China 2025», который предусматривает импортозамещение в ключевых отраслях, несёт угрозы. Однако, если бы Китай для его реализации должен был производить всё дома, то временные рамки исполнения плана были бы расширены на десятилетия. Кстати, Китай и ЕС однозначно договорились 16 июля о сотрудничестве по реформе ВТО.

Достижение глобального соглашения, которое охватывало бы каждого из 164 членов ВТО, также может быть крайне затруднительным. Последний большой раунд глобальных торговых переговоров прервался на требованиях развивающихся стран, таких как Индия, о большей свободе действий по защите своих фермеров. Новые переговоры могут стать заложниками этих старых споров. К счастью, переговорщики могут просто пропустить их, если это необходимо, путем обеспечения "многостороннего" соглашения между группой крупных экономик. И тогда ВТО будет спасено.

Nota bene

SULARU считает, что это очень занимательное мнение, но несколько путающее понятия. ВТО – не источник проблемы мирового торгового порядка. ВТО – надстройка над глобальной торговлей, которая сама является несправедливой и породила неудачников и неравенство, несмотря на предупреждения (забавно, что ранее об этой очевидной проблеме писало само британское издание).

В этом смысле (неумения видеть последствия) современный капитализм без тормозов заслужил Трампа. Сколько не реформируй ВТО, глубинные пороки системы не исправить. Рецепт от The Economist предлагает лечить симптомы, а не причины. К тому же желание инклюзивного роста (хорошо должно быть только отечеству, а там гори всё синим пламенем) характерно сейчас вообще для всех стран мира. Просто Дональд Трамп говорит об этом громко, за что его справедливо называется популистом, а другие тихо делают своё протекционистское дело.

Выхода пока не существует, не важно, сохранится ВТО или нет.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail