SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

ЮНКТАД: COVID-19 только в феврале уменьшил мировой промэкспорт на $50 млрд

МВФ и Всемирный банк обещают оказать немедленную поддержку наиболее уязвимым странам

ЮНКТАД: COVID-19 только в феврале уменьшил мировой промэкспорт на $50 млрд
фото: pixabay

Экономисты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) оценили ущерб, вызванный уменьшением глобального экспорта товаров обрабатывающей промышленности, в $50 млрд в феврале 2020 года, пишет Служба новостей ООН.

«Конечно, мы опасаемся, что вирус будет распространяться дальше и выйдет из-под контроля. Если будут закрываться предприятия не только в Китае, но также в Индии и Соединенных Штатах и по всему миру, то мы столкнёмся с огромными проблемами», - сказал сотрудник отдела международной торговли и сырьевых товаров ЮНКТАД Алессандро Нисита.

Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева заявила, что глобальные фонды, поддерживаемые ООН, восполнят дефицит. Она предложила выделить около $50 млрд странам с низким уровнем дохода и развивающимся странам, сделавшим запросы о поддержке.

«Благодаря щедрости наших стран-акционеров у нас есть около $1 трлн в общем резерве кредитования. Для стран с низким уровнем дохода мы можем начать быстрое выделение чрезвычайного финансирования в размере до $10 млрд (50% от квоты соответствующих членов фонда), которые могут быть доступны немедленно без запуска полноценной согласованной программы МВФ», - сказала Георгиева в своем выступлении на совместной пресс-конференции с главой группы Всемирного банка.

Глава МВФ добавила, что страны, наиболее пострадавшие от коронавируса, могут получить доступ к чрезвычайному финансированию через процедуру под названием «Инструмент быстрого финансирования».

«Этот инструмент может предоставить около $40 млрд для развивающихся рынков, которые потенциально имеют все возможности обратиться к нам за финансовой поддержкой. Помимо прочего у нас также есть Фонд по оказанию помощи и сдерживанию катастроф (CCRT), который предоставляет наиболее бедным странам авансовые гранты для обслуживания ранее выделенных кредитов МВФ», - указала директор-распорядитель МВФ.

По её словам, CCRT доказал свою эффективность во время вспышки Эболы в 2014 году. Но в настоящее время этот фонд недофинансирован. В его распоряжении есть чуть более $0,2 млрд на экстренные нужды.

«Авансы на обслуживание долга потребуют не менее $1 млрд в условиях нынешнего кризиса. CCRT полностью готов поддержать наших стран-членов, особенно наиболее уязвимых. У нас есть соответсвующие инструменты, чтобы помочь. Мы тесно координируем свои действия с нашими партнерскими организациями», - отметила Георгиева.

ЮНКТАД продолжает оценку ущерба

Предварительные экономические данные, проанализированные ЮНКТАД, свидетельствуют, что меры по сдерживанию коронавируса в Китае - миллионы работников были вынуждены остаться дома - уже привели к «значительному снижению объема производства».

Страны, глубоко интегрированные в китайские глобальные цепочки поставок, пострадают наибольшим образом. Так, ущерб для экспорта Европейского союза сейчас оценивается в $15,5 млрд, США и Японии - $5,8 млрд и $5,2 млрд соответсвенно, заявила Памела Кокс-Гамильтон, возглавляющая отдел ЮНКТАД по международной торговле и сырьевым товарам.

«Для развивающихся стран [которые зависят от продажи сырья] последствия могут ощущаться очень, очень интенсивно. Если предположить, что последствия не будут смягчены в краткосрочной перспективе, вполне вероятно, что общее влияние на мировую экономику будет более значительным с точки зрения негативного спада, чем предполагалось ранее», - добавила Кокс-Гамильтон.

Крупнейшее падение PMI в Китае с 2004 года

Ссылаясь на соответсвующий опрос, Кокс-Гамильтон отметила, что китайский Индекс менеджеров по снабжению (PMI) упал примерно на 20 пунктов до 37,5 пунктов. Это самый низкий показатель, зафиксированный с 2004 года.

«Это также напрямую коррелирует с экспортом, а также предполагает двукратное падение общего экспорта. В результате чего во всем мире наблюдается «эффект ряби» в размере около $50 млрд», - подчеркнула экономист.

Поскольку Китай стал основным мировым поставщиком готовой продукции и так называемых «промежуточных» товаров, используемых в бесчисленных отраслях от химической и фармацевтической до автомобильной и ИКТ промышленности, у компаний по всему миру «растёт озабоченность» по поводу долгосрочных нарушений в глобальных цепочках поставок. Производства в других странах могут пострадать в самое ближайшее время.

«Конечно, если вирус продолжит распространяться и выйдет из-под контроля, и мы увидим закрытие целых территорий и областей не только в Китае, но и в Индии, США и во всем мире, то это будет большой проблемой», - дополнил коллегу Алессандро Нисита.

По его словам, экономические последствия коронавируса будут зависеть от мер, которые государства применяют для сдерживания вируса.

«Таким образом, когда Китай проделал великолепную работу по сдерживанию вируса, то он пожертвовал каким-то куском экономики, по крайней мере в первые несколько недель. Итак, запланированные закрытия предприятий и ограничение передвижения людей - они все были необходимы. Но есть негативный экономический эффект, когда вы принимаете такие меры», - сказал Нисита.

Помимо снижения уровня производства обрабатывающей промышленности в первой половине февраля было отмечено также существенное сокращение - примерно с 300 до 180 в неделю - числа контейнеровозов, отправившихся из Шанхая. Морские перевозки почти вернулись к нормальному уровню только во второй половине месяца.

«Сейчас влияние на глобальные цепочки создания стоимости уже ощущается и будет продолжаться, вероятно, в течение нескольких месяцев. Но если всё исправится, скажем, в ближайшие пару месяцев, то долгосрочное или годовое воздействие на глобальную экономику будет немного другим и будет менее негативным. Таким образом, это зависит от того, что происходит в Китае», - сказала Кокс-Гамильтон.

Рост нацпроизводства не так просто поддержать

Отвечая на вопрос журналистов о том, могут ли страны адекватно отреагировать на потенциальное сжатие цепочек поставок, заместив поставки из Китая продукцией местных производителей, экономисты ЮНКТАД пояснили, что такая мера вряд ли будет эффективной в краткосрочной перспективе.

«Китай построил всеобъемлющую логистику, которая опирается на гавани, судоходные пути, авиа и дорожные перевозки и которая на самом деле способна перемещать все эти товары в Китай и из Китая. Некоторые отрасли сейчас могут быть в состоянии найти своего рода альтернативных поставщиков, скажем, в Мексике или Восточной Европе. Но это потребует ещё больше времени, поскольку нужно переместить не только центры производства, но и соответсвующие инфраструктуры, связанные с логистикой», - пояснил Нисита.

Его коллега обобщила тему, указав на одну из ключевых непроизвольных ошибок президента США Дональда Трампа и его администрации, когда они инициировали торговую войну с Китаем и пересмотр торговых договоров с другими странами.

«Возможность альтернативы была тем же аргументом, который использовал президент США. Он думал, что […] введение определенных ограничительных мер в отношении некоторых стран приведет к возвращению производства в Соединенные Штаты. Это никогда не бывает так просто. Когда компании переезжают, они не просто переносят производство в другую локацию, но и перенастраивают логистические, маркетинговые и производственные системы. Очень трудно измениться в краткосрочной перспективе», - подчеркнула Кокс-Гамильтон.

Меры США дают «эффект кругов на воде»

Подчеркивая сохраняющуюся неопределенность, связанную с экономическими последствиями вспышки COVID-19 (к 5 марта зарегистрировано более 95 тыс. подтвержденных случаев заболевания в более чем 70 странах и более 3,2 тыс. летальных исходов), экономисты заявили, что меры США, «ограничивающие прибытие посетителей и отменяющие различные деловые встречи», оказывают «эффект кругов на воде» с точки зрения совокупного спроса.

«Прямо сейчас никому не ясно, куда пойдёт ситуация - многое, если не всё, будет зависеть от того, что происходит с COVID-19. Если медицина в состоянии быстро придумать действенную вакцину от коронавируса, то аллилуйя. Тогда мы можем надеяться на быстрое окончание проблем. Но если нет, то последствия могут быть самыми серьезными», - сказала Кокс-Гамильтон.

Она не стала развивать тему резкого смягчения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы США, а предпочла саркастически отшутиться о качестве экономического анализа влияния коронавируса на положение дел в её родной Ямайке и других странах, менее интегрированных в глобальные цепочки поставок.

«Мы бы не сидели здесь просто потому, что нас волнует уровень зависимости американских или европейских производств от Китая и китайских промежуточных товаров. Реальной ценностью является выработка мер для всех национальных экономик и глобальной экономики в целом», - посмеялась Кокс-Гамильтон.

Заключение

В докладе ЮНКТАД, представленном общественности Нисита и Кокс-Гамильтон, есть вполне конкретные примеры влияния остановки производств в Китае на соседние страны. Так, японская корпорация «Honda Motor» объявила о намерении сократить выпуск автомобилей на двух заводах в префектуре Сайтама. Решение было принято из-за нехватки китайских комплектующих деталей.

Что касается России, то экономическое влияние коронавируса, с одной стороны, в ней вроде бы недооценивается. С другой же стороны, экономическое влияние и не является сегодня главным приоритетом для российских властей. Они готовы к самым решительным мерам в борьбе с COVID-19.

Напомним, что в связи со вспышкой коронавируса Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила чрезвычайную ситуацию международного значения ещё 30 января. Но ВОЗ до сих пор не рекомендовала прибегать к мерам, которые напрямую ограничивали бы международную торговлю и передвижение. Тем не менее многие государства приостановили авиасообщение с Китаем. Россия же прекратила не только авиасообщение, но и железнодорожные пассажирские перевозки.

Ещё одним очень характерным примером решительности российских властей является разработанные мэрией Москвы сценарии противостояния коронавирусу. Столица готова "на полную катушку" использовать китайский опыт. Первой с планом ознакомилась в среду русская служба «Би-би-си». Затем документ быстро оказался в распоряжении российских СМИ.

То есть авторы документа его содержания не скрывали, а наоборот хотели, видимо, максимальной огласки. Последний сценарий, запускающийся после объявления мэрией ЧС, предполагает полноценный карантин на территории мегаполиса, комендантский час и прекращение работы максимального количества организаций.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail