SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Кристалина Георгиева: Новые приоритеты глобальной экономики

Госпожа Георгиева, директор-распорядитель МВФ, выступила в Ватикане и рассказала, как можно сохранить теряющий популярность капитализм. Болгарский экономист сосредоточилась на понятных и даже бытовых проблемах. Это её выгодно отличает от предшественницы.

Кристалина Георгиева: Новые приоритеты глобальной экономики
фото: Wikipedia

На этой неделе Папская академия общественных наук в Ватикане собрала «глобальных институциональных лидеров для обсуждения этических и финансовых механизмов», необходимых для распространения солидарности между институтами и странами.

Среди участников семинара «Новые формы солидарности» были Кристалина Георгиева, директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ), Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике, Мартин Гузман, министр экономики Аргентины, и другие лица, получившие пригласительные билеты. Без приглашений на семинар попасть было нельзя.

Приветствие участникам семинара

Небольшую часть приветствия SULARU перевело (для создания нужного настроения), на фоне которого довольно объемное выступление госпожи Георгиевой смотрится почти эталоном лаконичности и точности формулировок (по количеству заложенных смыслов так оно и есть). И да, редакция вычистила, прости нас, Господи, около десятка цитат из Евангелия от Матфея к каждому абзацу, оставив одну. Всех любопытных просим обратиться к Первоисточнику, благо его текст не очень большой.

На протяжении всей своей жизни Иисус не только проповедовал о справедливости, но и жил со своими соседями - особенно с бесправными и сирыми своего времени - через солидарность и милосердие. На вопрос, какие заповеди самые важные, он ответил:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-41).

Иисус установил парадигму, по которой мы должны измерять наши дела и общественные структуры. В самом деле, именно через солидарность и любовь мы сами будем судимы в конце всех времен.

Во времена растущего социально-экономического неравенства, когда демократия находится под давлением и когда общество руководствуется интересами, благоприятствующими хаосу и социальному расколу, как никогда необходимо восстановить солидарность между людьми, народами, правительствами и международными организациями.

Когда солидарность и общее благо - конечная и организационная основа жизни в обществе - перестают приниматься в качестве моральных обязательства, раздор захватывает общества.

В разгар кризиса неравенства, который мы переживаем по всей Европе и Америке, и климатического кризиса, который охватил нашу планету и приводит к росту беженцев, кто пострадал от этого процесса, нам нужна любовь и солидарность в целях исцеления и восстановления окружающей среды и помощи беженцам.

В то же время так называемая «Четвертая промышленная революция» бросает вызов самой концепции достойного труда, порождая новые социальные страхи. Кроме того, традиционные экономические теории не успевают адаптироваться к цифровизации, изменению характера конкуренции и структуры рынка, вопросам беспристрастности, транспарентности и подотчетности в отношении использования данных и искусственного интеллекта.

Все эти преобразования происходят в контексте усиления неравенства в доходах и благосостоянии, что подрывает социальную сплоченность, всеобщее процветание, демократию и мир во всем мире.Новые приоритеты для глобальной экономики

Выступление Кристалины Георгиевой

Святой Отец, Министры, Уважаемые Гости – для меня большая честь быть здесь с вами сегодня.

Я хотела бы поблагодарить Папскую академию общественных наук за приглашение на этот важный семинар. В ходе наших обсуждений нам удалось углубиться в некоторые из наиболее актуальных вопросов нашего времени. Мы вместе переходим от анализа ситуации к определению пути движения вперед.

Итак, главный вопрос: «Каковы новые приоритеты для мировой экономики»? Позвольте мне дать вам краткий ответ, цитируя слова Папы римского Франциска: «Первая задача состоит в том, чтобы поставить экономику на службу людям» (ред. - выделение жирным шрифтом здесь и далее является авторским).

Это идеалистическое описание мира, который мы хотим видеть. Но именно такой мир нам нужен, если мы хотим преодолеть проблемы 21-го века. Во второй энциклике Папы римского Франциска также говорится об основополагающей цели руководства в государственном и частном секторах.

В мире, который нам нужен, мы все призваны стать «министрами» в первоначальном смысле этого слова (ред. происходит от лат. minister — помощник, слуга, служитель) – служа не самим себе, а другим людям с открытой душой и добрым сердцем.

Хорошо то, что мы можем опираться на достигнутый прогресс. Наш мир трансформировался в условиях глобальной интеграции и сотрудничества, невероятных технологических достижений и многих разумных экономических стратегий. За последние три десятилетия детская смертность снизилась вдвое, и более миллиарда человек вышли из крайней нищеты.

Это замечательные достижения, беспрецедентные на протяжении всей истории человечества. Та экономика, которая у нас есть сейчас, может быть мощным источником надежды, маяком света.

Тем не менее та же самая экономика отбросила мрачные тени на реальность. Подумайте о чрезмерном неравенстве: с 1980 года один процент богатейших людей в мире получил в два раза больше прибыли от глобального роста, чем беднейшие 50% жителей Земли.

Подумайте о том, что многие развивающиеся страны уже перестали догонять страны с высоким благосостоянием граждан. Вместо того, чтобы сокращать разрыв в уровне жизни, они сейчас его увеличивают. И, главное, подумайте о том, как нынешняя экономическая структура вредит окружающей среде.

Поэтому неудивительно, что в ходе недавнего глобального опроса более половины респондентов заявили: «Капитализм приносит больше вреда, чем пользы». Последствия смены настроений вызывают тревогу и проявляются повсеместно: от снижения доверия к традиционным институтам до роста политической поляризации и социальной напряженности.

Так как же мы можем рассеять эти мрачные тени и принести больше света? Как мы можем помочь создать экономику, которая находится на службе людей? Я хотела бы выделить три области деятельности: 1) всеобъемлющий рост – помощь странам в воспитании культуры солидарности; 2) интеграция, укрепление глобализации надежды; 3) климатические мероприятия - забота о нашем общем доме.

1. Культура солидарности

Позвольте мне начать с инклюзивного роста, где я хотела бы остановиться на Латинской Америке. Многие присутствующие проживают именно там. Этот регион добился значительного прогресса в сокращении чрезмерного неравенства. Тем не менее недавнее увеличение социальных волнений в некоторых странах является мощным напоминанием о том, что все страны могут сделать больше.

Неслучайно недовольство вспыхнуло в тех местах, где разрыв между богатыми и бедными слишком высок и где рост ВВП слишком низок, чтобы обеспечить лучшие возможности для тех, кто в них больше всего нуждается. В самом деле, многие из представителей «среднего класса» сегодня остались с растущими опасениями, что они могут вернуться в тень нищеты.

Чтобы страны Латинской Америки могли решать эти задачи, им необходимо будет развивать более сильную культуру солидарности, которая восстанавливает доверие и признает чувство достоинства, которое сопровождается хорошей работой, надежными государственными службами и более сильными системами социальной защиты.

Наилучшим способом воспитания солидарности является сокращение неравенства возможностей. Это означает инвестиции в людей – не только тратить больше средств на школы и обучение, но и улучшать качество образования, доступ к обучению и переквалификации на протяжении всей жизни. Не только расширение социальных программ, но и распределение расходов более эффективно среди наиболее уязвимых слоев населения.

Эта политика помогает уменьшить неравенство возможностей, которое, в свою очередь, имеет решающее значение для снижения неравенства в доходах. Исследования МВФ также показали, что снижение неравенства в доходах связано с более сильным и более устойчивым экономическим ростом.

Но как страны Латинской Америки могут увеличить социальные расходы и жизненно важные инвестиции в инфраструктуру, когда большинство из них сталкиваются с ограниченными возможностями своих бюджетов?

У них есть возможности для повышения эффективности расходов и есть возможности для получения более высоких государственных доходов в среднесрочной перспективе. Здесь МВФ глубоко вовлечен в общие усилия по наращиванию потенциала, поддерживая наших членов в политике «повышения поступлений и увеличении расходов».

Цель - сделать так, чтобы политика обеспечивала потребности людей. Именно поэтому МВФ усилил свое внимание к вопросам социальных расходов. Мы увеличили наше внимание к поддерживаемым МВФ программам реформ для оказания помощи уязвимым группам населения.

Конечно, активизация экономических реформ имеет решающее значение для инклюзивности и роста. Для многих латиноамериканских стран это означает решение проблемы концентрации рынка, которая ограничивает создание рабочих мест и наносит ущерб бедным слоям населения в результате повышения цен из-за неконкурентных явлений.

Это также означает расширение прав и возможностей женщин путем сокращения дискриминации на рынке труда. Ещё это означает расширение доступа домохозяйств с низкими доходами и малым предприятиям к финансированию, в том числе через хорошо управляемый финтех-сектор.

И, конечно, всегда есть возможности для активизации борьбы с мраком коррупции. Мы знаем, что коррупция препятствует росту и подрывает экономические и социальные основы. И коррупция сейчас подпитывается растущим недовольством, особенно среди молодежи.

Основная связанная с этим проблема заключается в массовом масштабе уклонения от уплаты налогов и желанием уклоняться от их уплаты. Во всем мире богатство в оффшорных финансовых центрах оценивается в $7 трлн (ред. - больше; только в США укрывается аналогичная сумма), или 8% мирового ВВП. Причём значительная доля этого богатства, весьма вероятно, приходится на незаконную деятельность.

Это не только проблемы Латинской Америки – они затрагивают всех нас. Именно поэтому МВФ активно поддерживает своих членов в борьбе с отмыванием денег. И мы работаем с нашими партнерами, чтобы помочь закрыть лазейки в международном налоговом праве.

Анализ МВФ показывает, что страны, не входящие в ОЭСР, теряют около $200 млрд в год, потому что компании могут перекидывать прибыль в места с низкими налогами.

Этих недостающих доходов остро не хватает для нестабильных экономик и стран с низким уровнем дохода, экономического роста, занятости и выполнения Целей ООН в области устойчивого развития. Они нужны для повышения благосостояния населения этих стран.

Усилия по стимулированию инклюзивного роста должны всегда начинаться дома, но они никогда не могут на этом заканчиваться. Нам всем нужна глобальная культура солидарности и координации усилий.

2. Глобализация надежды

Это подводит меня ко второму приоритетному направлению – укреплению глобализации надежды. Что я имею в виду?

Давайте вспомним, что неравенство доходов между странами резко сократилось из-за роста развивающихся рынков, таких как Китай и Индия. В то же время внутристрановое неравенство в доходах в целом увеличилось, что в некоторых случаях привело к тому, что я бы назвала «блюзом глобализации».

Эти «импровизации» усилились в связи с тревожными последствиями торговой напряженности. А сейчас мы обеспокоены последствиями коронавируса – вспышка инфекции не только привела к трагической гибели людей, но и подчеркнула хрупкость самой глобальной интеграции.

Естественно, мы обычно сосредоточены на последних событиях, но не проходит ощущение, что мы наблюдаем более глубокие изменения. В случае международной торговли мы можем видеть начало новой эры. Мир, в котором потоки данных становятся более важными, чем физическая торговля, и где услуги становятся главным двигателем глобальной торговли. Кому это выгодно?

Конечно, развитым странам, потому что они глобально конкурентоспособны во многих секторах услуг, особенно финансовых, юридических и консалтинговых. Но и некоторые развивающиеся страны вроде Колумбии, Ганы и Филиппин наслаждаются выгодами, так как они активно развивают экспорт услуг.

Услуги могли бы способствовать активизации глобального торгового двигателя. Они могли бы способствовать обеспечению того, чтобы торговля могла играть свою важную роль в повышении производительности и занятости, распространении новых технологий и снижении цен, особенно для более бедных потребителей.

Но ясно одно: для того, чтобы торговля стала лучше, она должна быть более инклюзивной. Как? Каждая страна должна делать больше для оказания помощи местным общинам, пострадавшим от диспропорций, связанных с развитием технологий и глобальной торговли (ред. - этого, к сожалению, совсем не достаточно; ниже об этом говорится).

Нам нужны масштабные инвестиции в обучение и системы социальной защиты, чтобы работники могли повышать свою квалификацию, переходить на более качественные рабочие места и зарабатывать больше.

Нам также необходимо более тесное международное сотрудничество для адекватного ответа на новую эру торговых отношений. Недавнее "фазовое" торговое соглашение между США и Китаем является важным шагом к деэскалации торговой напряженности. Но это всего один шаг. Если мы хотим раскрыть весь потенциал услуг и электронной коммерции, мы должны работать вместе, чтобы создать более современную торговую систему.

Этот дух сотрудничества также необходим для обеспечения того, чтобы финансовая интеграция обеспечивала рост благосостояния людей. Дело в том, что за последние четыре десятилетия глобальные потоки капитала увеличились в 13 раз по сравнению с 11-кратным ростом мировой торговли.

Такое изобилие капитала лежит в основе столь необходимых инвестиций, особенно в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах. Но это также открыло двери для эпизодов высокой волатильности в потоках капитала. И это вредит финансовой стабильности и перспективам развития малых предприятий и домашних хозяйств.

Есть ли оптимальный способ справиться с неустойчивыми потоками капитала? Для многих стран с формирующейся рыночной экономикой эта задача является сложной, поскольку единого мнения о правильном сочетании и сроках принятия политических мер практически нет.

Рассмотрим эпизод оттока капитала с развивающихся рынков в 2018 году: Бразилия и Малайзия использовали значительные объемы валютных резервов для укрепления своих валют; Колумбия и южная Африка отказались от масштабных интервенций. Некоторые повысили процентные ставки, другие нет. Сильное вмешательство часто улучшает ситуацию, но далеко не всегда.

Все это вызывает вопросы, в том числе и для МВФ. Сейчас (ред. - после эпического «залёта» при Кристи Лагард) мы пересматриваем наши рекомендации. Мы учимся на разнообразном опыте, совершенствуем наш инструментарий, чтобы предоставить самые индивидуальные советы для наших 189 членов.

Главное, что мы должны работать в партнерстве. Наша общая ответственность заключается в том, чтобы помочь сделать торговлю более инклюзивной, а потоки капитала более безопасными. Таким образом, мы можем способствовать глобализации надежды – культуре солидарности, которая выходит далеко за рамки экономики.

3. Забота о нашем общем доме

Эту часть, простите нас, SULARU переводить не будет: госпожа Георгиева неожиданно пускается в плавание по бурным водам неопределенности. Вкратце - надо ввести налог на углерод и повысить прозрачность отчетности о выбросах. Подробности см. в статье «Конференция по климату: клоуны переедут в Глазго».

Вывод

Итак, как выглядят новые приоритеты для экономики? Мы знаем, что это инклюзивный рост, справедливая глобальная интеграция, климатические действия. Но теперь мы должны действовать.

В заключение я процитирую строку из Льва Толстого, который написал: «Все разнообразие, все очарование, вся красота жизни состоит из света и тени». Папа Франциск собрал нас вместе. И я, конечно, с нетерпением жду наших дискуссий о том, как мы можем помочь поднять тени и принести больше света.

Заключение

SULARU напомнит, что госпожа Георгиева сменила на посту директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард. Последняя имеет великолепный послужной список в бизнесе и госуправлении. Правда, во Франции обвинялась в преступной халатности на посту министра. Обвинения отрицала. Суд признал её виновной в халатности в 2016 году, но наказание не назначил.

Доминик Стросс-Кан - тот самый предшественник Лагард на посту главы МВФ, который покинул пост досрочно из-за надуманного сексуального скандала, - отзывался о Лагард следующим образом:

«Для описания наших отношений с мадам Лагард слово «уважение» не совсем подходит. Она некомпетентна, это всего лишь красивый фасад».

Лагард имеет у журналистов прозвище «Мадам Бестактность» (бестактности набралась, учась и работая в США). По мнению SULARU, это её сильная сторона. Однако слабой стороной является демонстрируемый социальный дарвинизм.

Через несколько месяцев после назначения на должность министра финансов она публично заявила: «Если бензин слишком дорог, французам нужно пересесть на велосипеды». Журналисты сразу сравнили её с казненной королевой Франции Марией-Антуанеттой, которой принято приписывать крылатую фразу: «У народа нет хлеба? Пусть едят пирожные».

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail