SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Надолго ли хватит повышения пенсионного возраста?

Повышение возраста выхода на пенсию не решает проблему российской пенсионной системы раз и навсегда, пишут «Ведомости» в редакционной статье. Как ни странно, этот вывод уважаемой газеты одновременно прозаичный и излишне простой.

Надолго ли хватит повышения пенсионного возраста?
фото: pixabay

Власти повысили пенсионный возраст, подавая это как долгосрочное решение проблем пенсионной системы, но это, скорее, лишь их отсрочка, пишут "Ведомости". После 2028 г. властям, не исключено, придется вернуться к обсуждению нового повышения пенсионного возраста.

Отставание уровня пенсий от уровня зарплат будет нарастать, а значит будет вести к падению качества жизни выходящих на пенсию, следует из доклада Юрия Горлина и Виктора Ляшка "Повышение пенсионного возраста: пейзаж после...", представленного на ХХ апрельской конференции в Высшей школе экономики.

Когда весной 2018 г. премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста, россияне восприняли идею в штыки. Чтобы подсластить пилюлю, власти решили индексировать пенсии ускоренными темпами. Было обещано, что до 2024 г. средний размер пенсий неработающих пенсионеров будет повышаться в среднем на 1000 руб.

С точки зрения интересов сегодняшних пенсионеров и общества решение хорошее, отмечает Горлин, иначе, возможно, этой тысячи, как бы скромно эта сумма ни выглядела, пенсионеры не дождались бы никогда. Однако у этого решения есть последствия, несущие дополнительные риски для пенсионной системы в целом.

Соотношение зарплат и пенсий

При повышении пенсионного возраста главный ориентир – не индексация по уровню инфляции, а отношение среднего размера страховой пенсии по старости к средней зарплате, так называемый коэффициент замещения, который характеризует выполнение пенсией своей основной функции, т. е. компенсации утрачиваемого заработка людей.

Повышение пенсионного возраста в том виде, в котором оно было одобрено, дало результат. Без него коэффициент замещения снизился бы с 32,8% в 2018 г. до 27,9% к 2030 г. и до 22,9% к 2050 г., если исходить из более-менее реалистичного прогноза роста ВВП на 1,5% в год, подсчитали эксперты РАНХиГС.

А повышение возраста выхода на пенсию при том же росте ВВП динамику снижения замедляет – 32,8% в 2018 г., 32,1% в 2030 г. и 26,5% в 2050 г. Но разрыв пенсий и зарплат будет увеличиваться и при ускорении роста экономики. Напротив, чем выше будут темпы роста ВВП, тем больше пенсии будут отставать от зарплаты, отмечает Горлин.

Дело в том, что рост ВВП, конечно, в какой-то пропорции ведет к росту зарплат, но пенсии если и растут, то в меру роста доходов Пенсионного фонда (ПФР), а их будет в том числе сдерживать рост демографической нагрузки и прочее (купирование проблемы за счет бюджетного трансферта правительство хотело бы избежать).

Так уже было недавно, когда в нулевые при бурном росте экономики среднемесячные зарплаты увеличивались быстрее пенсий. В результате коэффициент замещения снизился с 34,7% в 1997 г. до 22,9% к 2007 г.. Государству пришлось увеличивать пенсии прежде всего за счет увеличения бюджетных трансфертов ПФР на 3,6 п. п. ВВП.

Солидарная пенсионная система

Если допустить, что пенсионная система останется неизменной (т. е. основанной на принципе солидарности, при которой пенсии сегодняшним пенсионерам выплачиваются за счет пенсионных взносов из зарплат работающих), то в не столь отдаленном будущем купированные пока проблемы вернутся, пишут "Ведомости".

Пенсионные обязательства государства будут расти, возникнет риск устойчивости пенсионной системы. После 2024 г. и особенно после 2028 г., когда закончится переходный период пенсионной реформы, возможности сохранения заявленного государством роста пенсий (к которому уже "привыкнет" население) будут ограничены.

До 2028 г. ситуация более-менее предопределена, если не будет катаклизмов, отмечает Горлин, более отдаленные годы прогнозировать сложнее. Надо ли что-то предпринимать сегодня, завтра и до 2024 г. – не ясно, но, имея в виду инерционность пенсионной системы, обсуждение проблем в пока далекой перспективе нельзя откладывать надолго.

Как минимум надо отказаться от представления, что все проблемы пенсионной системы решены: даже к такому болезненному решению, как еще одно повышение пенсионного возраста, не исключено, придется прибегнуть еще раз. Очевидно, что и правительству стоит задуматься о рисках – хотя бы потому, что его планы строятся на прогнозе Минэкономразвития с ростом ВВП более 3% после 2020 г.

Это прозаично

SULARU сомневается, что в правительстве РФ настолько наивны, что не знают ограничений солидарной пенсионной системы, которая всегда чувствительна к демографии. Стоит просто оглянуться вокруг, и сразу видны такие ограничения.

Простой пример - в Италии в октябре прошла всеобщая забастовка с требованием снизить пенсионный возраст. Участники забастовки требовали снизить пенсионный возраст до 60 лет или обеспечить выход на пенсию после 35 лет стажа.

Сейчас в Италии равный возраст для выхода на пенсию по старости для мужчин и женщин - 66 лет и 7 месяцев. По выслуге лет мужчины могут выйти на пенсию после 42 лет и 10 месяцев трудового стажа, а женщины - после 41 года и 10 месяцев труда. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Италии 80,5 лет для мужчин и 84,8 года для женщин.

SULARU писало, что требования итальянцев при существующих бюджетных проблемах страны, к сожалению, совершенно невыполнимы. Так как в Италии действует солидарная пенсионная система (как и в России), то важно соотношение работающих и пенсионеров.

В 2017 году число итальянцев старше 65 лет оставалось одним из самых высоких в Европе - 21.53% от всего населения страны. Более того, демографы считают, что в соответствии с текущими показателями рождаемости Италия должна будет повысить возраст выхода на пенсию до 77 лет к 2050 году, чтобы просто сохранять соотношение работников и пенсионеров. Или разрешить ежегодный въезд более 2,2 млн иммигрантов, но эта идея вызывает в стране сильное неприятие.

Другими словами, в реальности важно не соотношение зарплат и пенсий, которое рекомендовано ООН на уровне 40% (после этого правительство при любом раскладе прекратит повышение). Важнее соотношение работников и пенсионеров, которое определяется рождаемостью. Это тоже хорошо известно. Об этом говорил Владимир Путин в своей речи о пенсионной реформе.

Именно прозаичность знания об ограничениях солидарной системы позволило вчера SULARU писать мимоходом: «Мечтать о росте производительности, которая высвободит миллионы рук, - это витать в заоблачных далях. Если хоть сколько-нибудь высвободит, то уже будет хорошо, так как не придётся в обозримой перспективе дополнительно повышать пенсионный возраст из-за демографии».

Это упрощение

Франция не так давно поднимала пенсионный возраст. Минфин Германии требует очередного повышения пенсионного возраста, хотя страна уже находится в процессе его постепенного повышения до 67 лет. Вроде мир пока не перевернулся. Если потребуется, то российское правительство примет решение об очередном изменении (скорее это будет выравнивание возрастов выхода на пенсию у мужчин и женщин).

Но за первым слоем из демографии и соотношения работников и пенсионеров скрываются ещё несколько, которые, по мнению SULARU, требуют гораздо более оперативных решений.

Так в результате извечного процесса замещения труда капиталом (автоматизации), который в XXI ускорился, может возникнуть армия безработных двух категорий:
- работодатели откажутся от рутинных операций выполняемых человеком (вырастет количество бедных);
- работники профессий, которые пока относятся к сфере знаний, также будут заменяться искусственным интеллектом (продолжится сокращение среднего класса).

Кроме этого, продолжается концентрация рыночной власти в технологическом секторе, что вызывает диспропорции развития разных секторов экономики. В традиционных отраслях рост производительности значительно ниже. То есть развитие технологий объективно и доказано вызывает рост неравенства.

Это всё к тому, что сейчас важнее сосредоточиться на совокупном доходе граждан, чтобы сокращение рынка труда не вызывало сокращение пенсионных отчислений. Вчерашняя статистика Росстата показала, что даже при почти полной занятости рост зарплат работников замедляется.

Кстати, SULARU намеренно не хочет затрагивать тему экономических циклов, санкционного давления на экономику, инвестиций в человеческий капитал, создания общественных благ и так далее. Эти и другие факторы также определяют рынок труда. Но это разговор бесконечный.

Главный риск - несмотря на общий рост экономики совокупные доходы граждан могут снижаться. Пока, «к счастью», снижаются только располагаемые доходы. Понимаете, что пятилетнее снижение реальных располагаемых доходов (которое активно обсуждается в прессе) начинает представлять меньшую проблему.

Меньшую по сравнению с возможным сокращением отчислений в ПФР из-за недемографических проблем в долгосрочной перспективе. Это дополняется активным нежелании государства финансировать пенсионную систему из бюджета (желание правильное и адекватное). Меньшую не из-за пенсионного возраста, а из-за внутренних изменений на рынке труда, которые не сопровождаются созданием новых отраслей. Которые на предлагают достойную работу высвобождающейся рабочей силе.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail