SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Пятничные заметки о замещении труда капиталом на примере биометрии

Недавно прошёл слух, что платежная система «Мир» думает запустить проект по оплате покупок с помощью биометрии лица. Следовать моде - дело неплохое. Технология в целом считается более безопасной, хотя и у нее есть свои минусы. Но оттолкнувшись от этой технологии, в пятницу под пиво лучше порассуждать о более широком понятии, которое включает разнообразные автоматизации, роботизации и иже с ними, - о замещении труда капиталом. Это явление известно относительно недавно, что-то около 350 лет. При этом возникающие опасения связаны не с пониманием процесса, а со значительным увеличением темпов его протекания.

Пятничные заметки о замещении труда капиталом на примере биометрии
фото: pixabay

О том, что «Мир» рассматривает возможность запуска сервиса по оплате покупок с помощью системы распознавания лица, SULARU уже рассказывало. Вроде как «Мир» может презентовать прототип уже летом текущего года. Одним из обсуждаемых вопросов является повышение безопасности. Предлагается добавить к данным биометрии оценку мимики или голоса. То есть покупателю нужно будет посмотреть в камеру, а потом еще подмигнуть или произнести фразу - забавный и нужный аналог введения пин-кода на кассе.

Зачем для оплаты покупок биометрия

В апреле 2019 года торговая сеть «Магнит» начала тестирование технологии оплаты SelfieToPay, продукт от VisionLabs. Эта технология поможет экономить время при расчетах на кассе, уверен торговый гигант. После тестирования компания примет решение о дальнейшем развитии проекта. SULARU сомневается, что эта причина единственная, но об этом чуть позже.

Для оплаты с использованием SelfieToPay необходимо скачать приложение на смартфон, добавить банковскую карту «Мир» или другую, а потом отсканировать лицо. Конечно, можно было бы придраться к спорной возможности сделать 3D-изображение камерой смартфона, но не будем, так как подмигивание вполне достойная альтернатива полной биометрии. В общем пользователю в дальнейшем, чтобы оплатить покупку, достаточно будет посмотреть в объектив камеры у кассы.

Можно даже предположить, что такие покупки будут более безопасными, так как лицо (кроме экзотических случаев) украсть в отличие от карты и пин-кода сложно. Однако система SelfieToPay будет стоить дополнительных денег для "Магнита", здесь важен период окупаемости инвестиций.

Замещение труда капиталом

Замещение труда капиталом в целом не означает обязательное увольнение работников, как кажется из названия. То есть такое может случиться (и регулярно случается - луддиты начало XIX века тому хорошее напоминание), но в экономике под термином скрывается простое сокращение доли фонда оплаты труда в общих расходах фирмы, которое идёт столетиями с момента Промышленной революции в Великобритании, то есть со второй половины XVII в.

Биометрия, как и внедрение любых технологий, - это вложения (капитал) в покупку и эксплуатацию системы. Даже если не будет увольнения кассиров, то капитала в компании стало немного побольше (точнее увеличились расходы на амортизацию и техобслуживание). Значит, изменилось соотношение труда и капитала в пользу последнего (это и есть замещение).

Эффективность замещения - тоже вполне банальная штука. Если расходы компании на выработку одной единицы товаров или услуг (удельные расходы) сократились, то замещение эффективно. Сокращение времени простоя посетителя у кассы, на что надеется "Магнит", означает в теории ускорение оборота, а это увеличивает выработку в единицу времени. Другими словами, удельные расходы в идеале сократятся, так как небольшое увеличение затрат означает значительное увеличение объема продаж.

Итак, замещение труда капиталом - ЗТК - это вроде не технологическая история, так как переезд в более дорогой офис в центре Москвы при условии увеличения денежных клиентов - это тоже "ЗТК". Но в исторической перспективе отождествление с технологиями вполне имеет право быть. Более 90% прироста производительности труда (выработка на одного человека) было обеспечено внедрением новых технологий. И этот факт не остался незамеченным экономистами прошлых веков.

Однако заметить и дать научное обоснование не всегда одно и то же. "Научная" история, пожалуй, началась с немецкого экономиста Карла Маркса. Товарищ Маркс поставил вопрос до изумления широко. Он сказал, что развитие неких «производительных сил» изменяет социальные системы и ведёт историю от рабовладельческого строя к социализму. Он разделил историю на этапы, а переходы от одного этапа к другому объявил неизбежными.

Завершил осмысление процесса влияния технологий на развитие экономики и дал конкретное описание процесса совершенствования техники, по мнению SULARU, cоветский инженер Генрих Альтшуллер. Он выделил этапы совершенствования техники и выстроил теорию объективного и неизбежного перехода технических систем от одного этапа к другому. Стоит заметить, что ни в одном учебнике по экономике Альтшуллер, кажется, не упоминается. Обычная история - мы не знаем своих героев.

Учебники считают, что ещё до Альтшуллера эту тему изучил и описал австрийский экономист Йозеф Шумпетер, который ввел термин «технические системы» и обратил внимание на волнообразную природу инноваций. Может быть и так, что с высоты "непогрешимой" западной экономической мысли не придумаешь. Но не сказав ни слова об экономике, Генрих Саулович показал естественное развитие технических систем и первым дал инструмент предсказания их изменений. Это чистая и незамутнённая наука в отличие от абстрактных размышлений Шумпетера.

Позднее, тогда ещё советский экономист, Сергей Глазьев увлёкся идеей волнообразной смены технических эпох. Он творчески переработал наследие предшественников и придумал термин «технологический уклад» (есть в Википедии). Он показал, как в процессе длинного экономического цикла (волны Кондратьева) деньги во время кризиса возвращаются с финансового рынка в производство и формируют новые технические системы - технологические уклады.

Кстати, уже будучи советником президента России, он познакомил со своей идеей собственно президента - Владимира Путина. Теперь россияне должны перепрыгнуть из эпохи нефти (IV технологический уклад) в эпоху нанотехнологий (VI техуклад) с помощью всех наработок эпохи телекоммуникаций (V этап).

SULARU считает теорию Глазьева, скажем так, недостаточно обоснованной, но общую идею о наличии пучка революционных технологий, которая приводит к быстрым изменениям в экономике, разделяет. После прорыва революционные технологии входят в этап эволюцииили постепенного совершенствования. При этом экономические преобразования замедляются.

Очень хорошо такую идею показать на ускорении передачи информации. Сегодня, благодаря интернету, мы можем отправить письмо другу или партнёру на другой конец света очень быстро. Он получит его за пару секунд (бывает и дольше). До эпохи интернета аналогичный документ можно было отправить по факсу примерно за пару минут. Интернет ускорил отправку где-то в 100 раз.

Однако эффект покажется далеко не таким впечатляющим, если вспомнить про появление электрического телеграфа и азбуки Морзе в середине XIX века. Перед прокладкой подводного кабеля через Атлантику требовалось по крайней мере две недели, чтобы доставить письмо с континента на континент. Телеграфист мог отстучать его всего за 10 мин. И это было улучшение в 2 тыс. раз!

Подобное происходит с мобильной связью. SULARU нередко писало, что сети 5G ускорят передачу информации в 100 раз и позволят запустить различные чудеса, которые ускорят трансформацию экономики через эффект сетевых данных. Однако мы почти никогда не упоминали, что переход с 3G на LTE позволил ускорить передачу данных в 250 раз. Внедрение 5G - это дорогостоящая и необходимая эволюция.

Нормативно-правовая база

Скорость изменения законодательной базы кратко упомянуть нужно, так как законодательство может тормозить технический прогресс (нередко обоснованно). Например, пару дней назад лидер Tesla Илон Маск порадовал американцев, что в некоторых штатах уже в 2020 г. будет бегать миллион беспилотных электротакси. Технически, почему бы и нет, это полностью реализуемо - здесь мы забудем про сложности с производством у автомобильного концерна, ведь он намерен привлечь ранее выпущенные машины.

Но любопытнее другое - какие местные власти возьмут на себя риск внедрить технологию, которая будет неминуемо сопровождаться травматизмом и смертностью на дорогах? Какой законодатель одобрит ту нормативно-правовую базу, которая разрешит этому миллиону такси сбивать людей? Так обстоят дела со многими технологиями.

Биометрия после прививки теории

Чтобы не было подозрений в ретроградстве, SULARU согласится, что биометрия - это круто. Но не согласится, что это очень новаторски - даже концерн «Калашников» предлагает оснастить жилые комплексы системами распознавания лиц для усиления личной безопасности. Вообще системы распознавания лиц очевидно находят все большее применение. Так зачем биометрия при оплате товаров?

Массовое внедрение биометрии началось, вероятно, с банкоматов из-за очевидной целесообразности. В случае с банками было сочетание криминальной и экономической причин в силу растущего числа мошенничеств с банковскими картами. Банкоматами дело не ограничилось.

Не так давно бельгийский стадион R.W.D. Molenbeek (RWDM) запустил принципиально новую систему биометрического контроля для ускорения прохода болельщиков. Система быстро и точно определяет личность болельщиков и пропускает их на на арену. Система также может быстро найти нужного человека (агрессивных фанатов) по фотографии или отследить его перемещение по стадиону. Здесь опять сочетание криминальной и экономической причин.

Однако при внедрении системы оплаты с помощью биометрии всё несколько сложнее. Для упомянутой в статье розничной сети «Магнит» вопрос мошенничества при оплате стоит, весьма вероятно, менее остро, чем вопрос воровства товаров. Для определения факта воровства компании была бы актуальней биометрия в сочетании с защитной маркировкой товаров, а не в сочетании с системой оплаты.

Им, возможно, также актуально, как и для любой розничной сети в мире, максимально возможное сокращение персонала и фонда оплаты труда. То есть биометрия может помочь сократить кассиров. Но и здесь нельзя сделать акцент на оплате с помощью биометрии - это история об автоматизации процесса торговли, который никак не связан со способом оплаты.

Также розничной сети, возможно, была бы интересна персональная маркетинговая информация. Анализ в целом и предиктивная аналитика строятся не только на информациях о покупках (уже есть у продавца), но и на поведении покупателя перед рядами товаров. Но насколько биометрия усиливает статистические методы, построенные на сочетании информации о покупках и маркировке товаров, оценить крайне сложно.

Также для "Магнита", как заявлено, интересно повышение скорости обслуживания, чтобы люди привыкали к хорошему - к отсутствию очередей у касс. И опять вопрос можно решать не только за счёт биометрии, а за счёт добавления касс с автокассиром, что отношения к распознованию лиц не имеет.

Список вопросов не этом не заканчивается. Но все они в конечном итоге сводятся всего к двум вопросам, которые упоминались в теоретической части статьи: где находится предел эффективности замещения труда капиталом и как этот предел будет зависеть от решения депутатов Госдумы РФ. Этим и полезна теория - она резко сокращает время на оценку явления - не приходится перебирать варианты.

Последнее, самое практичное замечание. А оплата с помощью биометрии позволит покупателю отказаться от повсеместного использования телефона, пластиковых карт и наличных хотя бы в отдаленной перспективе?

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail