SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Еврокомиссия хочет ввести мораторий на распознавание лиц

За три-пять лет должны быть выработаны меры регулирования, которые закрепят обязательные правила для разработчиков и пользователей систем видеонаблюдения с технологией распознавания лиц

Еврокомиссия хочет ввести мораторий на распознавание лиц
фото: pixabay

Европейский союз изучает возможность введения запрета на применение технологий распознавания лиц в общественных местах, узнал Reuters. В документе, который есть в распоряжении агентства, говорится о предложении ввести мораторий на три-пять лет, чтобы «определить и разработать сильную методику оценки влияния этой технологии и возможных мер регулирования, связанных с ней рисками».

В течение указанного периода должны быть разработаны меры по предотвращению возможных злоупотреблений, а также могут быть дополнительные правила по защите конфиденциальности частной жизни и персональных данных граждан. Еврокомиссар по вопросам цифровых технологий и конкуренции Маргрете Вестагер может представить окончательный вариант документа уже в феврале.

В текущем проекте предусматриваются исключения из моратория для некоторых проектов в области общественной безопасности, а также для ряда научных исследований. Технологии распознавания лиц относятся к разработкам в области искусственного интеллекта (ИИ). В отношении ИИ Евросоюз ранее уже выработал этические принципы его развития, но они носят пока рекомендательный характер.

Обязательные правила

Напомним, что пионер в области ИИ Йошуа Бенжио настаивает на обязательных этических нормах в рамках новой организации работы правительств, некоммерческих организаций, компаний и экспертов. В интервью журналу Nature он как-то сказал: «Саморегулирование не будет работать. Считаете ли вы, что добровольное налогообложение работает? Это не так». Хотя нельзя не вспомнить, что в Британии королевская семья уплачивает налоги добровольно.

Между тем нужно признать, что технологии распознания лиц являются темой острой глобальной дискуссии о допустимой степени вмешательства государства в частную жизнь граждан. Власти штата Калифорния уже ввели трехгодичный мораторий на использование подобных технологий государственными службами. Проще говоря, в развитых странах есть серьёзные опасения в отношении «Большого брата», то есть наступления тоталитарного общества.

И множество экспертов в качестве примера злоупотреблений кивают на Китай. Притчей во языцех в западных странах стала китайская система определения «хорошего» поведения горожан с помощью камер видеонаблюдения с встроенной технологией распознания лиц. Размах системы никому не известен, но слухи ходят самые неправдоподобные - якобы уже почти все горожане (848,43 млн человек) оцениваются с точки зрения благонадёжного поведения.

В любом случае Еврокомиссия вроде бы намерена рекомендательные принципы развития ИИ превратить в обязательные правила для разработчиков и пользователей систем распознавания лиц и распределить ответственность между органами власти по контролю за соблюдением обязательств. До принятия окончательного решения о введении моратория Еврокомиссия будет собирать экспертные мнения по этому вопросу.

Распознавания или распознания?

SULARU часто задавалось вопросом, почему устоявшимся термином является «распознавание», а не «распознание» лиц? Аналогичное слово в английском языке - источнике заимствования - с первого взгляда имеет завершённую форму «[facial] recognition», а не форму указывающую на продолжительность действия «recognizing»? Наверное, это может быть вызвано традиционным спорным переводом: recognition - опознавание или узнавание.

Однако ввели в русский язык новый термин точно не филологи, а специалисты в области компьютерных технологий, отличающиеся довольно прямолинейным подходом к заимствованиям и руководствующиеся главным принципом - «лучше покороче». В русском языке и без профессиональных терминов есть правило: в нейтральных - эмоционально не окрашенных - словах мы исторически стремимся к сокращению произносимых звуков (кроме редких периодов вычурности - читать светские тексты времён Екатерины II почти всегда решительно невозможно).

В качестве примера можно вспомнить прослеживающуюся со времён Киевской Руси цепочку сокращений в самом распространенном в языке отрицании: «ние есть тут - нѣ тут - нѣту - нету - нетъ - нет». С другой стороны, как только современный человек эмоционально включается в разговор, то он склонен зачастую удлинять сложившуюся к середине XX века норму - слово «нет». Вместо этого он произносит опять «нету» или даже «нетушки».

Вероятно, умозаключение о сложившемся в обществе паттерне «технологии: пессимизм vs прогресс» не лишено оснований. Люди испытывают подсознательные страхи в отношении внедрения технологий в повседневную жизнь и рабочие будни. При этом, без всякого сомнения, искусственный интеллект и построение умного города во многом неразделимы.

«Умный» город

Технология распознавания лиц, как и другие грани ИИ, является мечом с обоюдоострым лезвием: можно творить добро - повышать комфортность современной жизни, а можно строить государство всеобъемлющего контроля по примеру антиутопии г-на Оруэлла; можно разрушать рабочие места, а можно освобождать людей от опасных или тяжёлых работ и так далее. Но всё, конечно, зависит от целеполагания и моральных принципов, разделяемых обществом.

В любом случае понятно - вспомните Шэньчжэнь - создание умных городов без интернета-вещей и технологии распознавания лиц (платежи, госуслуги, транспорт, медицина и т.д.) может быть затруднено до степени невозможности двигаться вперёд. Тот же великолепный Шэньчжэнь должен реализовать задачи по повышению глобальной конкурентоспособности и трансформации в город возможностей для всех горожан.

Может быть, по этой благой причине Москва трансформируется в «умный» город - успехи отмечены на уровне ООН - без излишних интеллигентских метаний в отношении этичности применения технологии распознавания лиц. В пятницу Мэрия Москвы объявила конкурс на поставку компьютерного оборудования для системы обработки видеоданных на транспорте. Она готова потратить 1,91 млрд рублей, сообщил "Коммерсантъ" со ссылкой на данные госзакупок.

Эта техника поможет анализировать записи со всех 175 000 городских камер видеонаблюдения (сейчас анализирутся данные с нескольких тысяч). В департаменте информационных технологий сказали, что техника нужна "для обеспечения работы транспортного сегмента видеонаблюдения", в том числе в метро и на наземном транспорте, и поможет еще более эффективно решать задачи, связанные с работой транспорта.

Источник газеты рассказал, что в Москве создают единое видеопространство, к которому подключат все городские камеры, домофоны в подъездах и светофоры. Система с распознаванием лиц будет работать в режиме реального времени, и ее интегрируют с базами данных МВД. По его информации, в первую очередь к ней хотели подключить общественный транспорт и камеры в метро и на вокзалах. В конце 2019 года Москва потратила еще 1,2 млрд рублей для городской "системы видеоаналитики". Как говорится, богатому городу красиво жить не запретишь.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail