SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Финансирование образования - предлог для повышения налогов

О необходимости дополнительных вложений в человеческий капитал не говорит только ленивый. О планируемом поднятии НДФЛ до 15% (Минфин РФ уже опроверг информацию) или других налогов ради благой цели, сегодня сообщили СМИ. Но так ли это необходимо?

Финансирование образования - предлог для повышения налогов
фото: pixabay.com

Считается, что 75% мирового богатства формируется человеческим капиталом. То есть совокупность человеческих знаний и навыков стоит в 3 раза дороже всех материальных ценностей современного мира. Более того, пропорция будет увеличиваться при развитии методик ускоренного обучения.

Чтобы не отстать от глобальной тенденции, каждая страна должна предпринимать беспрецедентные усилия по росту национального человеческого капитала. В России это понимается также хорошо, как и в самой развитой или самой отсталой стране мира.

Также чиновники прекрасно понимают, что для развития этого вида капитала необходимо больше инвестиций в образование и здравоохранение. Как пишут «Ведомости», есть понимание, что расходы на человеческий капитал и инфраструктуру нужно увеличивать. Источник издания говорит: «Главный вопрос – где деньги? Без них это просто лозунги».

Для финансирования обсуждается повышение налогов (НДФЛ и акцизов), налоговый маневр (перераспределение налоговой нагрузки), повышение пенсионного возраста и софинансирование населением медицинских услуг. На совещаниях у президента РФ, сообщают два источника «Ведомостей», обсуждалась ставка НДФЛ 15% с большим вычетом, чем сейчас. Расчеты Экономической экспертной группы показывают, что при освобождении от НДФЛ беднейших слоев населения (зарплата до 45% от среднего уровня) для сохранения доходов бюджета ставку надо повысить до 14,3%.

Комментируя статью "Ведомостей", глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов сегодня сообщил журналистам, что Министерство финансов не обсуждает повышения ставки налога на доходы физических лиц. В рамках рассматриваемой темы, заяление не является принципиальным, так как повышение налогов тем или иным образом неминиуемо.

Эксперты пошутили два раза

При расчете индекса Джини, который показывает распределение национального богатства, население делится на 5 групп по 20%. Откуда взялась идея 45% дохода – сказать крайне сложно. Это специфический российский юмор экспертного сообщества, чтобы перепроверить расчёт открытыми данными Росстата было сложно. Милая техническая шутка

Сам расчет никакой сложности при наличии статистических данных не представляет. Более того, расчёт с вероятности 99,99% вёлся в рамках математической модели, которая позволяет вводить разные исходные параметры для нахождения оптимума при различных политических решениях.

Второй шуткой является повышение плоской шкалы налогообложения, которая имеет некие черты прогрессивной шкалы. Напомним, что лидерами роста неравенства в доходах с 1980 года по сей день являются Россия, Китай, США, Канада и Индия. Международные эксперты считают, что проблема неравенства нарастает в тех странах, которые проводят близорукую политику. Их социально-экономическое развитие является несбалансированным из-за недостаточного внимания к справедливому прогрессивному налогообложению с учетом инфляции, которое приводит к уменьшению доступности образования и развития человеческого капитала.

Проще говоря, плоская шкала должна быть или плоской или не быть. Квази- прогрессивность вносит не меньше сложностей в налоговое администрирование (расходы государства по сбору налогов), чем любая другая прогрессия в обложении доходов населения.

А стоит ли повышать НДФЛ?

Для целей финансирования образования однозначно нет. Зачем финансировать худшие практики, если можно значительно сэкономить на финансировании лучших практик.

29 декабря правительство России утвердило распределение 9,908 млрд рублей среди 21 ведущих российских высших учебных заведений. Средства будут выделены для повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» госпрограммы «Развитие образования».

Напомним, в госпрограмме заявляются следующие цели: качество образования, доступность образования, онлайн-образование. Срок реализации госпрограммы - 2018-2025 годы. Ответственный исполнитель - Минобрнауки России. Обратим особое внимание на «онлайн-образование».

Сколько лекторов, например, истории экономической науки требуется в мире? Правильный ответ – 1. Например, вряд ли хоть один российский профессор до сих пор расскажет о предмете лучше покойного голландского экономиста Марка Блауга. Стоит уточнить, что для полноценного преподавания требуется отношения наставник – ученик. Наставник выполняет роль комментатора знаний, которые он пропустил через себя.

Но для лекций наставник не нужен. Их может читать всего один человек в мире. И даже 251 (по числу стран мира) переводчиков не потребуется, так как переводить нужно (для повышения мировой конкуренции обучающихся) только на официальные языки ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский). Кстати, мусульмане эту идею реализовали давно. Вне зависимости от национальности главный учебник жизни мусульманина (Коран) всегда изучается на арабском.

Главной прелестью онлайн-образования является возможность автоматизировать более половины учебного процесса (некоторые говорят о 80%, согласно распределению Парето). Грубо говоря, половину преподавателей можно сократить. После этого вопрос недостаточности финансирования возникнуть не может. Денег будет достаточно. Но это предполагает революционную модернизацию образования. О ней даже не задумываются, и этим вскрывается колоссальная инерция мышления. Планы развития онлайн-образования есть, но они какие-то робкие.

Если упомянутые 9,9 млрд рублей не распределить между вузами, а направить на создание унифицированного стандарта образования в виде лекций по предметам от лучших экспертов, то пользы, скорее всего будет больше. Кстати, проблема преобладания прямого субсидирования организаций над созданием общественных благ очень характерна для страны во всех отраслях экономики. С мягкой критикой такого положения дел, например в сельском хозяйстве России недавно выступал Всемирный банк. Редким примером инвестиций в общественные блага является маркировка и связанные с ней детали.

Главная проблема

Она не в отсутствии развитого онлайн-образования, а в гордыне исполнительной власти. Она почему-то считает, что знает лучше, что человеку требуется для увеличения человеческого капитала.

Другими словами, виноделам надо изучать маркетинг, а им предлагают субсидии на развитие виноградарства на юге страны. Вместо того, чтобы предложить выбор многочисленных курсов, государство предлагает развивать отдельные учебные заведения. «Сколково», при колоссальном финансировании, так и не стала ведущей мировой бизнес-школой, что демонстрирует не самую высокую эффективность решений о прямых инвестициях.

Традиционные центры образования, конечно, нужны. Можно гордиться, что 13 ведущих ВУЗов страны вошли в число лучших в мире. Но количество людей, которым доступно лучшее образование в рамках стен одного учебного заведения ограничено.

Стране нужна не только элита, но и повышение среднего уровня знаний и навыков, а его, без развития бесплатного онлайн-обучения и возможности самостоятельного выбора гражданина повысить квалификацию здесь и сейчас, не достичь. Государству, вероятно, лучше предусмотреть меры по стимулированию такого решения, дать ободренные экспертами лекции, выработать стандарты оценки качества знаний (как с аттестацией для работы на рынке ценных бумаг), но не пробовать предугадать миллионы индивидуальных решений.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail