SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Россия значительно увеличила экспорт мяса

SULARU воспользовалось новостным поводом, чтобы вспомнить про одну любопытную сторону международной конкуренции, а именно возможное позитивное влияние негативных факторов на рост конкурентоспособности.

Россия значительно увеличила экспорт мяса
фото: pixabay

Россия с начала 2018 года по 4 ноября экспортировала 4,6 тыс. тонн мяса крупного рогатого скота, что почти в полтора раза больше 3,1 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года, сообщил Минсельхоз РФ. Экспорт мяса птицы вырос на 24,8% с 91,6 тыс. тонн до 114,3 тыс. тонн, поставки свинины за рубеж - на 22,1% с 51,8 тыс. тонн до 63,2 тыс. тонн.

В то же время значительно снизился импорт мяса. Так, поставки свинины из зарубежья упали на 76% с 258,9 тыс. тонн до 62,1 тыс. тонн, мяса птицы - на 28% с 85,2 тыс. тонн до 61,3 тыс. тонн, говядины - на 6,7%, до 241,2 тыс. тонн против 258,6 тыс. тонн годом ранее.

Все показатели товарооборота не учитывают торговлю со странами ЕАЭС, отметило министерство.

Nota bene

Любопытен тот факт, что крупнейшим мировым экспортёром говядины является Индия, которая в 2014 году обогнала Бразилию и поставляет в страны с относительно низкими фитосанитарными нормами мясо буйволов в объеме более 2 млн тонн каждый год. Индийское недорогое мясо востребовано на рынках развивающихся экономик. Скоро Индия откроет для себя ещё один рынок – афганский.

Факт лидерства Индии любопытен не сам по себе, а из-за фактора, который лидерство обеспечил,-– недостаточный внутренний спрос по религиозным причинам. Кстати, в международной торговле такое расхождение с принятым суждением, что внутренний спрос способствует росту экспорта через повышение конкурентоспособности, не является уникальным. Иран и Израиль являются мировыми лидерами по экспорту черной икры, хотя религия не способствует внутреннему спросу в этих странах.

Более обще правило сформулировал в конце 80-х годов XX века американский экономист Майкл Портер: недостаток какого-то ресурса может способствовать росту конкурентоспособности, так как предложенная замена может быть эффективнее традиционного подхода. SULARU не полностью уверено в точности формулировки, которая была приведена в мировом бестселлере автора «Международная конкуренция», но смысл передан точно.

Так недостаток работников может способствовать росту производительности, а недостаток земли – росту урожайности. Тот же недостаток нормального корма для буйволов в Индии не позволяет производителям получать нормальный по мировым меркам вес мяса в расчёте на одно животное. Но ограничивающий фактор был преодолён массовостью поголовья.

Если описать суждение Портера ещё более обще, то он утверждал, что конкурентоспособность конкретной отрасли в международном товарообороте определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
- факторных условий (земля, труд, капитал, информация и предпринимательская активность),
- условий спроса,
- состоянием обслуживающих и смежных отраслей,
- стратегией компаний на рынке.

И тогда он говорил о возможном позитивном влиянии на конкурентоспособность только отсутствия факторных условий. Возможно, пришла пора сделать следующий шаг в экономической теории (а это теоретическая выкладка чистейшей воды) и выдвинуть алогичное предположение, что недостаток любого из четырёх компонентов может быть причиной роста конкурентоспособности на международной арене.

Про условия спроса, если точнее, про благотворное влияние его низкого уровня было показано на примерах Индии, Израиля и Ирана. В отношении состояния обслуживающих и смежных отраслей, пожалуй, можно вспомнить про ВИЭ (возобновляемые источники энергии), когда недостаточно развитое производство компонентов для ветроэлектростанций и солнечных электростанций не мешает Минпромторгу рассчитывать на быстрый рост экспорта до трети от объема производства. То есть министерство предполагает, что отставание техобслуживания и локализации производства узлов и деталей от роста основного производства электростанций на ВИЭ приведёт к скачку поставок за рубеж.

Про стратегии компании, если задаться целью, можно написать книгу потолще нудного и объёмного «Капитала» Маркса. Но вкратце, об успешности и неуспешности стратегий можно судить только по наследству, которое прежний руководитель оставил преемникам. Как говорил покойный генеральный директор Fiat Chrysler Серджио Марчионне:

"Истинная ценность лидера не измеряется тем, что он достиг в течение своей карьеры, а тем, что он дал людям. Это не то, что вы сделали к настоящему моменту, но то наследие, которое вы передали последователям".

Очень показателен пример с культовым гендиректором General Electric Джеком Уэлчем, который проводил сверхудачную по тем временам стратегию. Он покинул компанию в 2001 году, сделав её за 20 лет крупнейшей в мире. И только в 2018 году очередному гендеку Ларри Калпу, расхлёбывая недальновидность Уэлча, через месяц после назначения удалось вернуть акционерам веру в светлое будущее гиганта. Но точно ли это его заслуга? Или всё-таки результаты за III квартал текущего года обеспечил выкинутый с поста 1 октября Джон Фланнери, руководивший General Electric всего 14 месяцев?

Совсем свежий пример: российские автоперевозчики обратились в суд с требованием запретить сервис BlaBlaCar, так как французский сервис допустил рост нелегальных перевозок. Если суд поддержит транспортников, то стандартная стратегия французских товарищей по выходу на иностранный рынок будет провальной в рамках России. Но неудача может обернуться оргвыводами, которые приведут к росту прибыли на других рынках.

С другой стороны, положительное решение суда может иметь катастрофические последствия для рентабельности транспортных компаний в долгосрочной перспективе, так как исчезнет лидер, с которым можно договариваться о правилах игры. Если появятся множество конкурирующих сайтов, то распространенная проблема нелегальных перевозок может обрести "второе дыхание".

Conclusio

Индия экспортирует 2,1 млн тонн говядины, что составляет 21% от мировых экспортных поставок. Рост российского экспорта говядины на 50% впечатляет, но с учётом низкой стартовой позиции для того, чтобы просто стать заметным игроком (более 1% мировых поставок или более 100 тыс. тонн) потребуется 25 лет при условии сохранения темпов роста, как SULARU математически показывало сегодня на примере темпов роста беспилотных автомобилей.

А возможно, что и медленнее – и это будет зависеть исключительно от реализации выбранной стратегии развития сельского хозяйства. Пока Минсельхоз предполагает средние темпы роста экспорта сельхозпродукции в целом – около 15% в год. Но высокая теоретическая неопределенность влияния любой стратегии, которая была описана выше, не позволяет сделать окончательный вывод.

А вдруг темпы роста экспорта резко ускорятся, так как россияне из-за продолжающегося падения реальных располагаемым доходов массово откажутся от говядины в пользу более дешёвой курицы, и производители компенсируют ухудшение спроса ростом экспортных поставок.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail