SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Россия заняла четвертое место в списке ООН по количеству мигрантов

Одновременно России находится на четвертом месте по количеству граждан, уехавших в другие страны

Россия заняла четвертое место в списке ООН по количеству мигрантов
фото: ООН

За последние 9 лет число международных мигрантов выросло на 51 млн человек до примерно 272 млн человек. Около 51 млн из них находятся в США, 19 млн - в Саудовской Аравии и столько же в Германии. Четвертое место занимает Россия, где насчитывается 12 млн международных мигрантов, говорится в новом докладе ООН.

На пятом месте - Великобритания, где их 10 млн. В Канаде, Франции и Австралии – по 8 млн мигрантов, а в Италии – 6 млн. В докладе представлены данные по международной миграции с разбивкой по регионам, странам, полу и возрасту. На сегодняшний день мигранты составляют 3,5% населения мира, и их число увеличивается быстрее, чем численность жителей планеты.

Следует отметить, что всего 10 стран мира, в том числе Россия, являются странами происхождения 1/3 всех международных мигрантов. Больше всего среди международных мигрантов -18 млн - граждан Индии. Среди тех, кто живет и работает за границей, 12 млн граждан Мексики, 11 млн китайцев, 10 млн россиян и 8 млн сирийцев.

«Эти данные очень важны для понимания существенной роли мигрантов в развитии как страны происхождения мигрантов, так и принимающего их государства. Законная, регулируемая и безопасная миграция и мобильность людей вносят важный вклад в достижение Целей устойчивого развития ООН», - заявил заместитель Генерального секретаря ООН по экономическим вопросам Лю Чжэньминь.

Авторы доклада напоминают, что мигранты, в отличие от беженцев, отправляются в другие страны не из-за угрозы преследования или гибели, а для того, чтобы улучшить свою жизнь, найти хорошую работу или получить образование. Мигранты вносят важный вклад в продвижение устойчивого развития, но при этом они сами нуждаются в поддержке и защите.

Много пользы и немного вреда

Именно так можно и нужно было интерпретировать слова председателя 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (17 сентября стартовала 74-я сессия) Марии Фернанда Эспиноса, сказанные в марте. Она утверждала, что миграция приносит больше преимуществ, чем проблем, как принимающим странам, так и странам их происхождения.

Например, статистика показывает, что сумма денежных переводов мигрантов на родину в три раза превышает объем средств, выделяемых странами на оказание им официальной помощи. И эти переводы составляют всего 15% их заработка. Остальные 85% денег остаются на местных рынках и вносят значительный вклад в совокупный спрос. К тому же страны, где ощущается нехватка рабочей силы, решают эту проблему именно за счет мигрантов.

Миграция содействует налаживанию взаимодействия между людьми в культурной, экономической и социальной областях. Возвращаясь в страны своего происхождения, мигранты используют приобретенный ими опыт и научно-технический потенциал.

Договор о безопасной и легальной миграции

Напомним, что в декабре 2018 года в Марракеше было принято соглашение по миграции, призванное покончить со страданиями людей, которые отправились в поисках лучшей жизни и заработка в другие страны. Полное название нового соглашения - Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.

Миграция существовала всегда – на протяжении всей истории человечества люди перемещались с одного места на другое. Но в последние годы ее масштабы неуклонно растут. Глобальный договор призван не блокировать процессы миграции, а управлять ими в интересах самих мигрантов и государств – как принимающих, так и стран происхождения.

Миграция имеет хорошо описанные механизмы

Механизм миграции в целом хорошо изучен. Чарльз Уилан в своей научно-популярной книге «Голая экономика» описал его понятным языком, не стараясь замолчать сложности, но вплетая миграцию в более общую тему экономического роста и безработицы. Критику автора SULARU позволит себе после изложения общепринятой точки зрения для мейнстрима экономической мысли конца XX века.

Новые рабочие места возникают постоянно: по мере прогресса, при появлении новых товаров и услуг или изобретении более совершенного способа производства. Например, в 90-е годы XX века в развитых странах появились миллионы новых рабочих мест, включая рабочие места, связанные с информационными технологиями. Некоторые из них существуют до сих пор.

Однако живущие во времена перемен не всегда понимают позитивность изменений, так как глобальные технологические изменения всегда сопровождаются кризисными явлениями. В этом плане нашим современникам чуть проще, так как к XXI веку все экономические процессы значительно ускорились и абсорбция кризисов и дисбалансов происходит быстрее. До середины XX века они могли длиться десятилетиями.

После II Мировой войны на рынок труда пришли миллионы женщин, но уровень безработицы в развитых странах, по историческим меркам, остался низким. Похожим образом многочисленные иммиграционные волны в США в XIX-XX вв. не приводили к долгосрочному росту уровня безработицы в этой стране, но они непременно вызывали всплеск краткосрочной безработицы.

Некоторые местные жители потеряли работу или часть дохода из-за конкуренции с мигрантами. Но, в конечном итоге, рабочих мест стало больше, чем исчезло старых, в силу роста ВВП и экономического развития - структурной перестройки экономики. В конечном итоге мигранты «испекли свой пирожок», а не отобрали пирожки местных жителей. Так в свое время мигранты стали тратить свои заработки в других секторах экономики. Это стимулировало развитие отраслей, где вырос потребительский спрос.

Точно также происходит и в результате глобализации. В XXI веке резко обострилась проблема конкуренции рабочей силы на международном уровне. Она абсолютно идентична проблеме конкуренции с «понаехавшими». В длительной перспективе она приведёт к экономическому росту, но вызывает сильное напряжение в принимающих странах в основном из-за неумения правительств реагировать должным образом.

Рост экономики не всегда прост, этот путь полон терний и препятствий. Например, прогресс часто разрушает рабочие места. Предположим, кто-то изобрел более совершенный плуг. Его применение дало лучшие урожаи. Скоро производитель старого плуга обанкротился, а его сотрудники потеряли работу. Но это «ситуация созидательного разрушения», и через какое-то время, возможно длительное, общество преуспеет еще больше.

Ведь фермеры станут богаче, они будут тратить деньги на селекционную работу, что вызовет общее развитие агрокомплекса и общество опять разбогатеет. В долгосрочной перспективе прогресс создаёт новые рабочие места в других секторах экономики. При этом способные работникискорее получат хорошую работу в ходе такого "созидательного разрушения", так как они грамотнее, мобильнее и им легче приспособиться к изменениям.

Критика оптимистичного подхода

Иногда так случается, что детали, внесенные в хорошо изученный механизм, меняют представление о нём. С начала нового столетия мейнстрим экономической мысли распался на зачастую непримиримые позиции выдающихся и не очень экономистов. Современная экономика не только «ускорила экономические процессы», она их перевернула с ног на голову.

Где-то с 1870-х годов, или начала промышленной революция в Англии, до 1990 года инвестиции предполагали приобретение ощущаемых активов: станков, земли, зданий и так далее. Но с конца XX века начался быстрый рост вложений в идеи, дизайны, исследования, специфический человеческий капитал, клиентскую сеть, то есть в нематериальные активы, что выплеснулось в небывалый рост неравенства.

Изменение парадигмы имело далеко идущие последствия, так как стало очевидно, что различается не только экономическая природа изменений. К слову, статистика продолжает жить в прошлом веке и нигде в мире не умеет учитывать нематериальные активы. В результате никто не располагает данными, которые необходимы для объяснения некоторых текущих аспектов мировой экономики.

Адекватные данные дают основу для принятия адекватных политических и социально-экономических решений. Но их нет. Поэтому появляются эпические провалы в противостоянии разнообразным вызовам. Идеи, инновации и даже форма их организации стали новым видом капитала – нематериальным капиталом.

Этот сдвиг возник главным образом благодаря революции в области информационно-коммуникационных технологий, которая ускорила процесс глобализации, позволила странам экспортировать производственные мощности вместо промышленных товаров и облегчила передачу идей через национальные границы. Но сдвиг в сторону всеобщего объединения на самом деле породил великое глобальное разъединение, так как страны потеряли готовность экспортировать благополучие.

Что нового в современной экономике — это не роль самих идей, а то, что многие из наших лучших идей так и остаются в бестелесной форме. Сама идеи действительно ценны, но они больше не принимают физическую форму. И это меняет почти все. [НЕ]понимание этого явления объясняет растущее неравенство и замедление роста производительности труда в традиционных отраслях.

Взрыв нематериальных активов, системные ошибки глобализации, несовершенство статистики и развал каркаса теоретических представлений обеспечили недальновидные социально-экономические политики по всему миру. Если совсем упростить - мир сейчас морально не готов даже к краткосрочным кризисам, как боксёр бывает не готов к бою.

Не повезло жить в XXI веке

Мир не готов к проблемам, так как не разгрёб накопившиеся. Однако кризисные явления и дисбалансы и не думают исчезать. Более того, они нарастают, что хорошо заметно на примере миграции. Кроме прочего, их ускорение - кризис эмоционально сложный, который непременно сопровождается трагедиями как на рынке труда, так и в виде преступлений против жизни и здоровья граждан принимающей страны и самих мигрантов.

Именно поэтому Дональд Трамп строит свою стену на границе с Мексикой, а Европа не понимает, что делать с наплывом нелегальной миграции и сопутствующими явлениями. Грубо говоря, современным мигрантам просто не повезло жить в XXI веке, так как мир поменялся, а суть массовой миграции нет: раньше и теперь мигранты большей частью замещали дешевые и низкопроизводительные рабочие места.

Теперь же замещение таких мест всё чаще происходит за счёт бывших представителей среднего класса и квалифицированных рабочих, потерявших работу. Но если раньше можно было надеяться на временный характер всплеска безработицы, то сейчас эта вера закономерно утеряна.

Поэтому местные жители во всех странах, где нет нехватки рабочей силы, готовы защищать «свой пирог от чужаков». А там, где такая нехватка объективно есть, как в Японии, могут срабатывать другие причины негативного отношения к мигрантам: культурные различия и недостаточное желание мигрантов интегрироваться в жизнь своего нового места пребывания.

Что же касается позиции ООН, то она, вероятно, правильна с этической точки зрения. Однако международная организация, пожалуй, находится в плену устаревающих представлений о современной экономике, поэтому её призывы будут оставаться благими пожеланиями.

Заключение

31 октября 2018 г. президент РФ Владимир Путин подписал новую редакцию Концепции миграционной политики. Новый документ должен помочь снять многие бюрократические проблемы для возврата соотечественников в Россию. За 12 лет действия старой редакции программы в Россию переехало около 800 тысяч.

"Мы будем рады и тем, кто захочет приехать к нам на временной основе, и тем, кто примет решение о получении гражданства и о постоянном жительстве в России. А для тех, кого беззаконно преследуют, кому угрожает опасность, будем делать все для того, чтобы обеспечить их защиту и предоставить убежище […] Видим, что в последние месяцы число желающих вернуться на родину растет. Будем и дальше облегчать процесс адаптации, упрощать процедуры. Вместе с региональными и местными властями, предпринимателями, общественными организациями работать над повышением качества жизни переселенцев, создавать для них новые рабочие места, улучшать условия для ведения бизнеса", - заверил Путин.

SULARU считает, что лучшим обоснованием правильности слов президента является тот факт, что уже долгое время население России может прирастать только за счёт миграции. И если быть прагматичным, то возвращение соотечественников, знакомых с культурой РФ, является предпочтительной частью совокупного потока мигрантов.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail